Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сактаганова Камель Казиевна учитель-логопед, ГККП «Ясли-сад «Мирас» КГУ «Отдел образования Кызылжарского района» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области» Сактаганова Камель Казиевна

Профессиональная компетентность педагога — один из главных факторов, оказывающий влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию дошкольного учреждения к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность и цифровизацию всех образовательных процессов. Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования. Современный педагог должен владеть цифровыми компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Использование современных технических средств может изменить педагогический процесс, внеся в него новизну и разнообразие, повысить эффективность педагогической деятельности.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Меняется время — меняются игры и игрушки. Чтобы повысить интерес ребёнка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы и новые технологии. Современные цифровые технологии являются дополнительным, но эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Современные программные средства достаточно доступны и просты в работе, имеют удобный интерфейс и широкие возможности создания как простых документов в программах Microsoft Word, Microsoft Excel так и сложных, ярких, динамичных презентаций и альбомов в программах Power Point, фотошоп, видеоредактор.

В своей работе использую цифровые ресурсы во всех направлениях работы: диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, работа с родителями, работа с коллегами, методическая работа.

Цифровые технологии в диагностике позволяют учителю-логопеду создать базы данных по итогам диагностики речи воспитанников, проводить мониторинг работы, отслеживать динамику развития речи, составлять индивидуальные речевые профили, сравнительные диаграммы, использовать презентации, как наглядное средство в процессе диагностики.

Самое активное применение цифровых ресурсов идёт в коррекционно-образовательном процессе. На фоне их применения повысилась мотивация детей к трудным для них видам деятельности, улучшилось речевое продуцирование, расширился кругозор дошкольников, активно развиваются познавательные процессы, повысилась эффективность усвоения материала, повысилась скорость запоминания. Данные результаты достигаются посредством создания дополнительных визуальных динамических опор, возможности фиксирования содержания с многократным повторением. Индивидуальные потребности детей стимулируют учителя-логопеда к созданию авторских игр и пособий для развития психологической базы речи, для автоматизации, дифференциации звуков, для развития лексико-грамматического строя речи.

Одним из инновационных методов, в коррекционно-воспитательной работе, является использование в непосредственно образовательной деятельности развивающего видео. Развивающее видео в дошкольной педагогике — это качественно новые учебные материалы информационного поколения, использующие современные возможности видео, графики и звука. Цель видеопособий — повышение качества и эффективности процесса языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Задачи: оптимизировать педагогический процесс, формировать представление о реальных объектах и субъектах окружающего мира, актуализировать словарь, совершенствовать синтаксический строй речи, повышать качество усвоения детьми полученных речевых навыков, развивать речевую активность, побуждать к самостоятельным высказываниям, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Конечно, создание фильмов занимает длительное время. Но вложенный труд себя оправдывает: накапливается качественно новый методический материал в виде целых циклов для непосредственной образовательной деятельности как групповой, так и индивидуальной, практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя-логопеда. И лучшей наградой служит возрастающий интерес воспитанников, радостное ожидание ими следующей встречи с учителем-логопедом.

Компьютерные технологии эффективны и в работе с родителями: у специалистов появилась возможность быстрого нахождения необходимых информационных материалов на образовательных и профессиональных сайтах. Совместные мероприятия с родителями обязательно сопровождаю презентациями. Использование видео-альбомов, как сопровождения или части встречи с родителями, всегда вызывает положительные эмоции и отклики, заинтересовывает родителей в сотрудничестве с педагогами. Яркое, эффектное, компактное оформление печатных консультаций, буклетов, различных игровых картотек в помощь родителям было бы нереальным без тех возможностей, которые даёт нам использование цифровых ресурсов.

В работе с коллегами, применение цифровых ресурсов осуществляется в нескольких направлениях:

обмен информацией с помощью электронной почты;
— участие в работе сетевых профессиональных сообществ;
— обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;
— возможность участия в конкурсах различного уровня дистанционно.

Итак, цифровые ресурсы в работе учителя-логопеда — новое мощное средство для интеллектуального и речевого развития детей. Сегодня цифровые ресурсы являются средством оптимизации коррекционно-педагогического процесса, т. к. они определяют выбор такой модели его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий воспитанников и учителя-логопеда. Для педагога — это путь к совершенствованию системы коррекционного процесса через совершенствование самого себя, как педагога, мобилизация педагогического творчества, стимулирование обмена опытом, повышение самооценки.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-55.
3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3.
4. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду — Л., 2006. — № 6
5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: НИИ Школьные технологии, 2005. — 208с.
6. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7
7. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду — Л., 2005. — № 5,6

Категория: