IV международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Игры в обучении французскому языку

 

Версия для печатиВерсия для печати

Байбосынова Багдат Амангельдиновна учитель французского языка, педагогический стаж 26 лет,учитель высшей категории, Международная лингвистическая гимназия имени Ораза Джандосова, Республика Казахстан, г.Алматы

Байбосынова Багдат Амангельдиновна

Рекомендаций, методических пособий, по использованию обучающих игр, а также самих игр в настоящее время опубликовано очень много. Многие учителя, методисты,
считают достаточно посмотреть журнал «Иностранные языки в школе» за последние годы и рекомендуют использовать в обучении иностранному языку разнообразные игры и игровые моменты. Обучающие игры и игровые моменты в упражнениях действительно оживляют учебный процесс, в известной мере интенсифицирует его, повышают коммуникативность в обучения, поэтому учителя просят дать разработку игр на французском языке и другой дополнительный учебно-речевой занимательный материал, готовый к использованию на уроке.

Понятно, что в данной работе это сделать не представляется возможным. Поэтому мы на конкретных примерах покажем типы обучающих игр и игровых заданий для обучения различным видам коммуникативной деятельности. Учитель же сам выберет те из них, которые по его мнению, наилучшим образом подходят к каждой конкретной ситуации. Не исключается также и самостоятельная разработка новых видов игр и игровых заданий по аналогии, по образцам, по возможным ассоциациям.

Игры для обучения говорения диалогической и монологической речи.

Игра «Шаг — фраза»

Подвижная игра для обучения монологической речи в младших классах.

Каждый из участников получает картинку, рисунок с изображением различных предметов (школа, класс, кукла и т. п) и с заданием описать картинку либо рисунок При этом произносящий каждую фразу делает шаг вперед. Например, для развития монологической речи по теме «Одежда» в классе можно использовать картинки с изображением ребенка разного возраста. Ученик-участник игры, показывая картинку классу, группе дает описание картинки и с каждой фразой продвигается вперед (10 фраз — 10 шагов). Выигрывает тот участник, кто мало допустил ошибок в произношении и в употреблении лексики.

Игра «Слова»: Дается задание: составить цепочку предложений, словосочетаний на определенную тему («Класс», «Сад», «Квартира» и д. р), используя группы слов.

Побеждает ученик чья цепочка фраз окажется длиннее, правильнее.

Более сложные виды игровых заданий можно использовать для обучения говорению на среднем и на старших этапах обучения.

Известно, что старшеклассники тоже охотно играют. Приведём типы усложненых заданий этой серии.

Игровые задания с карточками, на которых выписаны слова и словосочетания по определенной теме («Город», «Отдых», «Спорт», «Кино» и др.).Ученик получает набор карточек с заданиями сгруппировать их так, чтобы они служили планом сообщения и высказывания ответов. Затем ученик должен сразу начать свой монолог и не переставать говорить, открывая очередную карточку.

Такое задание как видно, способствует представлению плавной неподготовленной речи.

В качестве усложненного варианта, если позволяет уровень подготовки учащихся, можно предложить сложить карточки одному ученику, а выступить с сообщением другому. Тем самым ещё больше усиливается экспромтность высказывания.

Упражнение-викторина, направленное на систематизацию лексического материала по темам:

  • Назвать в течение одной минуты все слова, которые приходят на память, когда вы слышите слова «школа» («спорт», «покупки» в зависимости от темы изучаемых на урока
  • Показать картинку на 30 секунд с заданием назвать (написать) все предметы, которые были на картинке или на экране проектора.
  • Сортировка слов. Учитель произносит ряд слов в произвольной последовательности — учащиеся распределяют их по темам, слова которых записаны на доске.
  • Лото в картинках или лото для отработки числительных, прилагательных, наречий, глаголов.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • Составить предложения из данных в разброс слов.
  • Восстановить полный текст телеграммы, сообщения, письма, открытки.
  • Игра «Мы рисуем». Один ученик получает задание нарисовать какой-либо предмет на доске или на листе бумаги. В этой связи организуется парная или групповая работа:
  • Игра «Магазин» служит для активизации употребления местоимений в роли прямых дополнений. Организуется она так. На столе несколько предметов — это «магазин». Ученик у стола — «продавец» , остальные — «покупатели». Ученики подходят к прилавку и «покупают» предметы:

Приведенные виды игр и игровые обучающие упражнения развивают коммуникативные навыки и умения, учебное общение повышают коммуникативную нагрузку урока, учебное общение приближается к иллюзии реального. Аналогично по приведенным образцам проводятся игры с фонетической направленностью.

В обучении чтению и аудированию, игры являются элементом занимательности, соперничества и соревновательности. Особенно игровые моменты успешно проводятся на заключительных уроках по тематике, на уроках общения и повторения. Опыт учителей показывает, что игровые моменты очень полезны и эффективны на последних уроках в четверти, в полугодии, когда учащиеся расслаблены перед каникулами и усталые от контрольных заданий. Упражнения в игровых формах отвлекают учащихся и незаметно включают в работу.

Можно и добавить, что занимательным доступным и распространенным приемом обучения является использование стихов и песен. По мнению методистов и психологов, стихи и песни развивают произносительные навыки на всех этапах обучения, особенно на начальном уровне обучения. Разучивание стихов и песен являются речевым продуктом учащихся и составной частью изучаемых тем. Целесообразно, значит разучивать песни и стихи по темам. Эта работа требует терпения, сил, энергии, энтузиазма и педагогического такта. Очень красиво и приятно слушать песни и стихи учащихся на утренниках и вечеринках на французском языке, ведь французский язык -язык красоты и изящества.

Категория: 

V Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий