Цель урока:
Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Задачи:
Тип урока: Объяснение нового материала
Оборудование:
Цитата урока:
«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1)
(звучит мелодия песни: «Здравствуй мир»)
Круг радости (слайд 2)
— Здравствуй, мир!
— Здравствуй, друг!
— Здравствуй, песен щедрый друг!
— Здравствуй, день!
— Здравствуй, век!
— Здравствуй, добрый человек!
(
(слайд 3)
Вступительное слово учителя
(флипчарт№ 1) — изображение представителей моллюсков. Изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу — моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.
Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало и нам с вами разобраться в этих проблемах.
Сегодня и на следующем уроке мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски. На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотреть отличительные черты классов животных этого типа. Итак, приготовились к напряженной совместной работе.
Общая характеристика моллюсков
(Слайд 4)
Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные.
Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.
Моллюски
|
||
Брюхоногие
|
Головоногие
|
Двустворчатые
|
Общие признаки
(Слайд 5)
Внешнее строение
Внутреннее строение
Уменьшена вторичная полость тела.
Многообразие
Класс Брюхоногие: (слайд 6)
Представители — черноморская рамена, виноградная улитка, слизни.
Особенности:
Класс Двустворчатые: (слайд 7)
Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы.
Особенности:
Класс Головоногие: (слайд 8)
Представители — осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.
Особенности:
А сейчас ребята мы познакомимся поближе с представителями этих классов обитающих в морях и океанах. Я предоставляю слово ребятам.
(доклады
Брюхоногие. (Слайд 9)
Представители морей:
а) Ципрея. Фарфоровая улитка, раковина — каури, служила денежной единицей в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.
б) Рапана. До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков — устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков,
в) Мурекс или пурпурная улитка. Очень красивая раковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и…ожерелье из морских раковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги — 112000 долларов.
Легенда (открытие краски).
Двустворчатые. (слайд 10)
Представители морей:
а) Мидия, устрица, гребешок. Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками. Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его раковина используется в изготовлений художественных изделий. Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных,
б) Жемчужина. Само название моллюска дает понять, что добывают — жемчуг, который образуется в раковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.
в) Тридакна — гигантский моллюск. Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть — 30 кг, а 170 кг — раковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно при помощи лома. Тридакны — очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен раковины и мясо тридакны использовали народы Океании — полинезийцы. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки
г) Перловица, Беззубка, Пинна. Из раковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые — длинной до 30 см и образуют эту нить — Пинна. Есть моллюски, раковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из ракушек.
Головоногие. (слайд 11)
Сложная нервная система — сложное поведение, органы чувств — зрения (хрусталик), реактивное движение (
Представители морей:
а) Кальмар. Обитатель открытого моря — великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда — около 50–60 км/ч. Кальмар — хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки — радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может
б) Осьминог. На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий раковину мускул.
В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута — это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн нервных клеток (для сравнения — нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги — самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит.
Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги — а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5 м — опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу.
Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие
в) Каракатица. В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каракатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каракатиц и осьминогов.
Пример — осьминоги в шоколаде или каракатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах — в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам.
(развитие логического мышления)
Работа на интерактивной доске.
А. От частного к общему. (Флипчарт 1)
Б. Четвертый лишний. (флипчарт 2)
В. Терминология. (флипчарт 3)
Г. Познавательные задачи.
«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились.
„Смотрите, цапля! — закричал Коля, снимая джемпер, — лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…“ И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: „Иди, я не трону тебя“.»
Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.
(рефлексия)
(комментирование оценок)
Д/з
Молодцы ребята! (включается видео сюжет «В морских глубинах», звучит мелодия «шум воды» Сейчас каждый из вас подумайте, чтобы вы хотели пожелать друг другу.
Круг «От сердца к сердцу»
(флипчарт 6) (изображение на флипчарте осминога)
— Напишите пожелание на щупальцах осминога.
(
Разрешите закончить наш урок словами назидания великого Абая Кунанбаева. (флипчарт 7)
Литература
Ссылки
[1] https://www.azbyka.kz/taxonomy/term/269
[2] https://www.azbyka.kz/tegi/samopoznanie
[3] https://www.azbyka.kz/tegi/biologiya
[4] https://www.azbyka.kz/tegi/urok
[5] https://www.azbyka.kz/taxonomy/term/271
[6] https://www.azbyka.kz/tegi/flipchart
[7] https://www.azbyka.kz/obrazovanie/samopoznanie