Фрицлер Елена Михайловна учитель химии и биологии Тонкошуровская основная школа Есильский район, СКО |
Цель урока: Формирование знаний о роли витаминов для функционирования организма человека.
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: схема «Классификация витаминов», витаминные препараты «Дуовит», «Пиковит», «Ревит»
Тестовая проверка по теме: Обмен веществ.
1.Обмен веществ характерен для:
А) клеток всех живых организмов, В) для многоклеточных организмов, С) человека.
2.Пластических обмен — это:
А) процесс распада органических соединений с выделением энергии,
В) процесс синтеза органических веществ с накоплением энергии,
С) накопление энергии в клетках.
3.Продукты белкового обмена:
А) аммиак, мочевина, мочевая кислота, В) аминокислоты, аммиак, С) вода, аммиак, соли.
4.Бескислородный этап катаболизма протекает в:
А) цитоплазме клеток, В) рибосомах, С) митохондриях.
5.При гликолизе образуется молекул АТФ:
А) 36 молекул, В) 10 молекул, С) 2 молекулы.
6.Сахарный диабет является нарушением обмена:
А) белков, В) жиров, С) углеводов.
7.Из перечисленных продуктов распада в кровь всасываются:
А) жиры, глюкоза, В) аминокислоты, глюкоза, С) жиры, аминокислоты.
8.Жиры расщепляются на:
А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.
9.При расщеплении 1 г жира образуется:
А) 17,6 кДж энергии, В) 39,1 кДж, С) 25,6 кДж.
10.Углеводы расщепляются на:
А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.
Вводное слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы изучим очень важные и нужные для организма человека вещества. Но Вы сами должны их отгадать
Я прочту вам загадку.
Яблоки, лимоны, апельсины в себе содержат полезные вещества название, которых…(витамины)
Итак тема нашего урока записана на доске.
Вопрос: Ребята, а какие вы знаете витамины?
Ответ: витамин С, витамин А.
Молодцы.
Слово учителя.
С давних времен известно, что если в продуктах питания человека отсутствуют овощи, фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. От неизвестной болезни умирали экипажи мореплавателей и исследователей в полярных экспедициях. Причину этих болезней корабельные врачи не могли установить. Только лишь русскому врачу
Задание учащимся: попробуйте дать определение витаминам.
Ответ учащихся: Витамины — это вещества, необходимые для здоровья человека.
Действительно — это самостоятельная группа органических веществ, необходимых для жизнедеятельности организма. В настоящее время известно около 30 наиболее нужных витаминов для поддержания жизненно важных функций организма. Витамины входят в состав ферментов и принимают участие во всех биохимических реакциях клеток. Особенно они важны для детского и юношеского возраста, потому что обеспечивают нормальный рост и развитие, устойчивость к заболеваниям.
Витамины содержатся в основном в растительной пище, но имеются и в продуктах животного происхождения.
Работа с учебником стр 186 рис 118. Выпишите в тетрадь содержание витаминов в продуктах питания.
Запись схемы в тетрадь.
В быту витамины называют заглавными буквами латинского алфавита, но есть еще и физиологическое название. Например: витамин, А называют ретинол.
Задание по группам — заполнить таблицу.
1 группа — внести в таблицу название витаминов и их содержание в пищевых продуктах.
2 группа — заполнить суточную потребность и функции в организме.
Образец таблицы.
Название витамина |
Суточная потребность |
Содержание в продуктах |
Функции в организме |
|
|
|
|
|
|
|
|
У доски спикеры групп вносят данные в таблицу.
Слово учителя.
Недостаток витаминов ведет к появлению гиповитаминоза, отсутствие к авитаминозу, а чрезмерное употребление витаминов вызывает отравление организма — гипервитаминоз.
Вопрос: Как влияет процесс варки и хранения овощей на содержание в них витаминов.
Ответ учащихся: Длительная варка и хранение овощей приводят к потере витаминов в продуктах питания.
Вопрос: Какие вредные привычки могут вызвать разрушение витаминов в организме?
Задание учащимся: Прочитать дополнительный материал к уроку. Сформулировать вывод.
Обсуждение новых знаний.
1.Какое значение имеют витамины для организма человека?
2.Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
3.Какие нарушения возникают при недостатке витамина, А?
4.Какой витамин синтезируется в коже по действием ультрафиолетовых лучей?
5.Как можно сохранить витамины в пище?
6.Когда возникает авитаминоз?
Творческое задание: составить синквейн по теме витамины.
Синквейн.
1.Витамины.
2.Важные, нужные, необходимые.
3.Укрепляют, повышают, развивают.
4.Органические вещества.
5.Необходимы для роста человека.
Слово учителя. Спасибо ребята за урок. Вот Вам витамины для здоровья.
Литература:
1.Учебник биология 8 кл,
2.Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2005 г.
3.1С репетитор «Биология»