Цель: обобщить и систематизировать знания по теме:«Виды придаточных предложений».
Задачи:
Оборудование: лабиринт, интерактивное оборудование, аудиозаписи: «Песня о друге», звуки живой природы, лирическая музыка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. (На фоне музыки):
— Скажите добрые слова друг другу.
— Вы получили заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
(Слайд№ 1.)
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Виды придаточных предложений». Определите задачи урока.
Сегодня мы проводим
Эпиграфом, цитатой урока взяты слова немецкого философа А. Шопенгауэра: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (Слайд № 3)
— В конце урока вы ответите на вопросы: что такое внутреннее богатство и каким должен быть внутренне богатый человек? Желаю успешно пройти лабиринт!
У входа в лабиринт препятствие № 1. «Знаем орфограммы». (Флипчарт № 1). Кодированный диктант.
— Взаимопроверка. Кто выполнил без ошибок?
— Прокомментировать вставленные орфограммы по цепочке.
— Первое препятствие успешно прошли.
Препятствие № 2. «Теоретическое».
Терминологический диктант. (Флипчарт № 2)
«Закончи предложение».
— Проверка.
Опрос «Да или нет».
— Проверка.
Мы успешно прошли второе препятствие.
Препятствие № 3. «Знаете ли вы придаточные?»
Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди. Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.
Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».
Задания по группам: записать афоризмы, определить виды придаточных предложений, расставить знаки препинания, составить схемы.
1 группа. (Слайд № 4)
2 группа. (Слайд № 5)
(Аналогичная проверка).
Внутренне богатый человек должен быть образованным, много читать, стремиться к знаниям?
3 группа. (Слайд № 6)
(Аналогичная проверка).
Понимать природу, видеть её красоту может только внутренне богатый человек.
«Минутка тишины». (Флипчарт № 3: лес, звуки природы).
— Представьте, что вы находитесь в лесу. Что вы почувствовали?
Препятствие № 5. «Поэтическая минутка».
— Вы любите поэзию? Ваш любимый поэт? Вы должны уметь отличать придаточные сравнительные и сравнительные обороты. Пунктуационная задача. (Флипчарт № 4)
— Какую роль в жизни человека играет поэзия? Внутренне богатый человек любит поэзию?
Препятствие № 6. «Музыкальная пауза»
Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.
— Каким должен быть настоящий друг?
Диктовка с последующей самопроверкой.
— Самопроверка. Определить вид придаточного, прокомментировать орфограммы и знаки препинания. (Слайд № 7).
Препятствие № 7. «Творческая работа»
Дополнить предложения. Определить виды придаточных (Звучит лирическая музыка. Флипчарт № 5).
— Проверка.
— Вы имеете правильное представление о дружбе. Уметь дружить — это тоже внутреннее богатство.
Препятствие № 8. «Найдите ошибки»
Расставить недостающие знаки препинания. (Флипчарт № 6).
1 группа.
2 группа.
3 группа.
— Проверка.
Мы успешно прошли последнее препятствие. На выходе из лабиринта вас ждет домашнее задание.
(Флипчарт № 7).
Обобщив и систематизировав знания о видах придаточных, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь. А теперь оценим ваши знания. Помните: «По труду и честь». Слово экспертам.
(Флипчарт № 8).
Цитатой нашего урока были слова: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (Слайд № 8)
— Что такое внутреннее богатство? Каким должен быть внутренне богатый человек? (Ответы учащихся). Воспитывайте в себе эти качества, чтобы стать внутренне богатым человеком. Внутреннее богатство — это внутренняя красота человека.
Закончим урок словами Н. Заболоцкого: (Слайд № 9)
Желаю, чтобы в вас всегда мерцал огонь внутренней красоты. Спасибо за урок! (Слайд № 10)