Васина Ирина Анатольевна, учитель истории
ОСШ№ 14, г. Темиртау, Карагандинская область
Цель:
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос что такое карта? И зачем нужна историческая карта? В процессе урока мы с вами выясним и историю появления карт и познакомимся с людьми их составлявших. Интересно, а как бы вы определили, или перевели слово «карта»?
На немецком языке это слово означает «образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма». Сегодня карта — это пособие для изучения истории, географии и др.наук. Какие же бывают карты?
Карта
|
|||
географической
|
политической
|
экономической
|
исторической
|
Что же можно узнать из карт? Сейчас каждой группе из 4 человек я дам карту и задание к ней. Попробуйте, прочитать ее и ответить на вопросы своего задания.
1 группа. Работает по политической карте.
2 группа. Работает по исторической карте (завоевания А. Македонского).
3 группа. Работает по экономической карте. (Черная и цветная металлургия)
4 группа. Работает по физической карте.
5 группа. Работает по административной карте.
6 группа. Работает с исторической картой.
Защита работы. Группы зачитывают ответы на вопросы.
Скажите, а вы изучаете географию и историю древнего мира? Тогда как вы смогли выполнить предложенные мною задания?
Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.
Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.
Как же появились карты? В древности племена отмечали на камнях и скалах рисунками пути следования к местам охоты, поселениям или стоянкам. Но это были еще не карты. Самые первые карты появились в Древнем Китае. Кто же продолжил и развил науку картографию, вы узнаете, ответив на вопросы теста. Сейчас вы поработаете в парах. Вы должны будете ответить на вопросы теста. (Тест с ответами в приложении 1).
Проверка задания. Вы хорошо поработали.
Самостоятельная работа
Запишите в тетрадь ученого и название его труда.
Итог урока:
Ответьте на вопросы к параграфу.
Домашнее задание. Используя атлас, составьте рассказ
1. Какой ученый впервые нанес на карту контуры 26 государств?
А. Геродот
Б. аль-Хорезми
В. Птолемей*
Г. Карпини
2. Как называется труд
А. «История»
Б. «География»
В. «Большая географическая книга»
Г. «Книга о Земле»*
3. В каком атласе в XVII веке С.Ремезов изобразил территорию Казахстана?
А. «Большая чертежная книга»
Б. «Чертежная книга Сибири»*
В. «Сборник летописей»
Г. «Изображение Земли»
4. Сколько государств было изображено на карте Птоломея?
А. 26*
Б. 12
В. 142
Г. 50
5. Кто создал карты «Сурат
А. аль-Фараби
Б. аль-Хорезми
В.
Г.
6. В какой стране впервые открылись предприятия по изготовлению географических карт?
А. Италия*
Б. Узбекистан
В. Россия
Г. Казахстан
7. Кто составил карту Казахстана для хана Джунгарии?
8. Сколько городов было на карте Казахстана в 1154 году?
А. 26
Б. 16*
В. 42
Г. 25
9. Член Русского Географического общества, который оставил после себя огромный фонд карт, чертежей, географических описаний?
10. Кто автор книги
* — правильный ответ