Зель Ирина Арнольдовна учитель начальных классов высшая квалификационная категория КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район |
Цель: Формирование знаний детей о написании большой буквы в именах собственных.
Задачи:
1) Познакомить ребят с правилом употребления большой буквы в именах отчествах, фамилиях людей., кличках животных, названиях городов, сёл, рек.
2) Развивать умение писать большую букву в этих словах.
3) Прививать любовь к природе, развивать речь учащихся, навык самостоятельной работы.
Оборудование: Нарисованная картина с изображением леса, индивидуальные карточки, магнитофонная запись пение птиц, красочная книжка о природе, кроссворды, тесты.
А) Приветствие гостей кивком головы и улыбкой доброжелательности.
Б) Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Посмотрите, всё ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки
Ручки и карандаши
Встали ровно, малыши!
Посмотрите друг на друга
Улыбнитесь от души
Сели ровно, малыши!
А) Сейчас у нас урок русской грамоты. Проведём мы его в необычной форме. Мы с вами проведём путешествие. А куда, вы скажите сами, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.
Это лес
— Не пей, Иванушка, если устанешь
А братец всё выпил до донышка
Не пей, Иванушка, козлёночком станешь
Плачет сестрица Алёнушка
— Лечит всех зверей подряд
Лечит взрослых и ребят
К вам спешит, когда болит
Добрый доктор Айболит.
— Как называется село, в котором жили дядя Фёдор и кот Матроскин?
Вдоль ручейка растут цветочки. Они не простые, а волшебные. На них написаны задания. Вам надо их выполнить.
1 уровень.
На цветочке написаны слоги и буквы вам нужно составить и записать из них слова.
2 уровень.
Составить имена и записать только те, которые встречаются вам первый раз.
3 уровень.
Образовать от имён фамилии и записать их:
Михаил —
Денис —
Сергей —
Физминутка
А) По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
Стоп немного отдохнём.
На урок опять пойдём!
Б) Руки в стороны, в кулачёк, разожмём — и на бочок.
Итак, добро пожаловать в царство природы, в волшебный лес (открываю доску, на доске картина). Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. (дети вспоминают правила поведения в природе)
1. Итак, начинаем наше путешествие и первой по пути нам встречается «Поляна Чистописания».
А) На доске запись
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ
— Разделите все эти буквы на слова, их здесь три.
— Запишите это предложение, о чём надо помнить? (первое слово в предложении пишется с большой буквы)
Б) Учитель показывает хорошо оформленную, большого формата книгу, Читает тз книги небольшой отрывок.
— Кто автор этой книги?
— Прочитайте фамилию на обложке книги.
— Что обозначают буквы, которые стоят на обложке книги?
— С какой буквы написаны фамилия, имя и отчество писателя?
В) Сцена про зверушек.
Вывод: Не только первое слово в предложении пишется с большой буквы. С большой буквы всегда пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, название городов, сёл, рек.
Г) Чтение правила по учебнику страница 151.
Д) упражнение 1, страница 151–152.
Е) Запись предложений под диктовку:
Люба живёт в селе Орёл. У нее живёт кот Мурзик.
2. Мы с вами идём дальше и попадаем на «Поляну сказок»
А) Ребята рассказывают, составленную дома сказку о большой букве.
Б) Устная работа с сигнальными карточками.
— Какие из этих слов всегда пишутся с большой буквы?
Ержан. Пенал. Собака. Петров. Сергей Иванович. Лязат Алибаевна, Астана. Петропавловск.
В) Литературная викторина. — Отгадайте загадки и запишите отгадки:
— В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая—маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали (Дюймовочка)
— И назвали старик со старухой девочку из снега (Снегурочка)
1 уровень. Списать стихотворение и подчеркнуть слова, которые написаны с большой буквы.
Вот какая
Её поймала
Лида Рыбина
2 уровень. Раскройте скобки и правильно напишите слова:
Собирала (М, м)аргарита
Все цветочки во дворе.
По этой просеке идём
Перед вами лежат карточки. Вы должны дополнить предложения словами:
Уровень 1.
… пишет письмо деду….
… любит читать книги.
Уровень 2.
Из слов составьте и запишите предложения:
Ребята, сделали, катя и дархан, скворечники.
Мы с, поедем, папой, и, сабитом, Астану, в
1.Заканчиваем мы наше путешествие в роще повторения. Итак, о каких словах, которые всегда пишутся с большой буквы мы узнали сегодня на уроке?
2. Работа над стихотворением (у ребят на картах написаны тексты)
Буквы обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв подруг
Буква расти не сома захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква строчки в начале
Чтобы начало все замечали
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им было и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города
Буква большая совсем не пустяк
В букве большой уважения знак
3. Работа по тестам:
1. Найдите слово, которое начинается с гласной буквы
1. ландыш 2. мак 3. ирис
2. Укажите слово с неправильным переносом
1.
3. Укажите лишнее слово
1. лодка 2. заяц 3. лиса
4. Назовите слово, которое всегда пишется с большой буквы
1.Ручка 2. Алия 3. Мел
5. Назовите слово, в котором допущена ошибка, запишите его Папа и Серёжа поедут в Астану.
4. отгадывание ребусов (на таблицах)
Перед вами на парте лежат мордашки ребят. Они разные. Найдите ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению и напишите рядом своё имя.
Когда люди бывают в лесу, они конечно же собирают цветы, мы сегодня тоже приготовили цветы и хотим подарить их гостям.
Дополнительный материал:
1. Мы сейчас покажем вам маленькую сценку, а вы посмотрите и скажите, какой будет тема нашего следующего урока, какие же слова в предложении пишутся с большой буквы:
Кто по улице идёт?
Громко песенку поёт?
— Это утка Маврушка.
— Это кошка Хаврушка.