Нурмадиева Нургуль Сапаркановна, воспитатель, вторая квалификационная категория, высшего уровня, член акции «Камкор — Забота», КГУ «Школа-интернат № 4 для слабослышащих детей», ВКО, г. Семей |
Встреча учащихся 7-10 классов с мастером декоративно-прикладного искусства Асылбай Аблайханом Калкаулы
Цель:
На примере жизни и трудовой деятельности Аблайхана Калкаулы донести до учащихся смысл высказывания «Труд красит человека».
Познакомить учащихся с работами мастера, выполненными в казахском национальном духе.
Развивать диалогическую речь, мышление, память, обогащать словарный запас учащихся, корригировать произношение.
Воспитание уважения к труду, желанию продолжать акцию «Камкор», оказывать посильную помощь Аблайхану Калкаулы.
Оборудование: выставка работ мастера, речевые таблички, ИСА учащихся, пословицы о труде, ТСО.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами поговорим о важной в жизни каждого человеке. Как вам кажется, о чем пойдет речь? Речь пойдет о труде, и тема нашего классного часа — «Труд красит человека». Эпиграф — народная пословица «Кто любит труд, того и люди чтут».
Ребята, из какой школьной традиции вы знаете нашего гостя?
(Берикжан: в нашей школе есть прекрасная традиция — акция «Камкор» и мы дружим с Аблайханом Калкаулы больше 10 лет. Мы знаем, что он много трудится, является победителем республиканского и областного конкурсов. Изготавливает очень много красивых вещей.)
Воспитатель: У каждого народа есть своё прикладное искусство. Есть чем гордиться казахскому народу. Удивительной красоты выставлены сегодня на нашей выставке ювелирные изделия, боевое снаряжения воина, доспехи, кожаные и деревянные изделия — все это сделано талантливыми руками мастера Аблайхана Калкаулы
Воспитатель:
— Вот серьги дивной красоты!
Браслеты, кольца, капсырма
Блестят, звенят, из серебра.
Весь мир степей, родные дали
Работы мастеров вобрали!
А сейчас я хочу объявить конкурс знатоков. Жюри конкурса: Кабдулкакова И. Т., (завуч по ВР Хасенова А. О., (учитель истории), Агибаева Г. К (воспитатель).
Наши девочки расскажут о ювелирных украшениях (шашбау, бес билезик, кольцо свах, серьги с цепочкой) Выступают Аружан, Ляззат, Ксения, Салтанат)
О боевом снаряжении воина, о доспехах расскажут наши мальчики (Расул, Дастан, Жастлек, Айбар)
О кожанных изделиях про седло, торсык, күбі расскажут (Алибек, Вика)
О деревянных изделиях расскажет Айбар. (Отвечаем на вопросы конкурса внятно и четко)
Вопросы конкурса:
А) для девушек:
— Чем украшают волосы у девочек?
Рис. 2
— Что знаете о шашбау?
— Что такое бес блезик?
— Кто их мог носить?
— Как называются кольца, которые одевают на два
пальца?
Б) для юношей:
— Расскажете о боевом наряде батыра?
— Перечислите виды оружия батыра
— Какие изделия из кожи вы можете назвать?
— Какие деревянные изделия знаете?
Ребята, во все эти работы мастер вкладывал не только своё умение, но и всю свою душу, каждую деталь, каждую линию пропуская через золотые руки.
Воспитатель: А теперь, ребята, вам наверное не терпится задать вопросы нашему гостю (Ребята задают вопрос гостю)
1.Сколько железных колец уходит на снаряжение воина?
2. Из какого металла изготавливаете снаряжения?
3. Древесину какого дерева применяете в работе?
4. Шкура какого животного самая прочная?
5. Вы помните свою первую работу? Расскажите пожалуйста!
6. Есть ли у вас ученики?
7. С каким материалом больше всего любите работать: С кожей? Деревом? Или металлом?
8. Какой музыкальный инструмент труднее изготовить: Домбыру или кобыз?
Воспитатель: С понятием «труд» связано понятие «профессия».
— Какие профессии вы знаете?
— Молодцы! Действительно, профессий на свете очень много, но их объединяет одно: каждый человек любой профессии: учит ли он детей, лечит ли людей, развозит ли грузы, строит ли дома, он делает это для других людей. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности.
— А сейчас ребята, вы должны угадать, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках?
• Куй железо, пока горячо (Кузнец)
• Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (Рыбак)
• Не игла шьёт, а руки. (Швея)
• Не бравшись за топор, избы не срубишь(Плотник)
• Лес рубит — щепки летят. (Лесоруб)
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится (Хлебороб)
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы убедились в исключительной значимости труда в жизни человека. И эта значимость позволяет утверждать: Труд красит человека. О труде народ сложил много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них. Сейчас я буду говорить начало пословиц, а ваша задача — их закончить.
1. Деревья смотри в плодах, .... (а человека в делах).
2. Терпенье и труд..... (всё перетрут).
3. Труд человека кормит,..... (а лень портит).
4. Кто любит труд.... (того и люди чтут).
5. Горька работа, да сладок... (хлеб).
6. Глаза боятся..... (а руки делают).
7. Любишь кататься.... (люби и саночки возить).
8. Делу — время, ... (потехе — час)
От имени ребят выступает президент школьной ученической организации «Планета детства» Сайфоллаева Айтолкын:
Уважаемый Аблайхан Калкаулы!
От имени ребят я хочу поблагодарить Вас за ваш прекрасный труд. Мы сегодня увидели, много интересных, красивых работ, еще лучше узнали историю своего народа. Вы своим примером учите нас стойкости, терпению и трудолюбию. Желаем Вам здоровья и творческих побед!
(От имени жюри выступила завуч по воспитательной работе Кабдулкакова И. Т. По итогам конкурса «Знатоки» награждены грамотами учащиеся: Кайратулы А., — 6 кл., Гарифоллаев Ж.., — 7 кл, Бахтиярова Л., — 8 кл., Чаплыгина К., — 9 кл., Агзай Д., — 11 кл)
— Наше мероприятие подходит к концу. Я хочу поблагодарить нашего гостя, за то, что уделил нам внимание и пришел на встречу, за то, что показал свои уникальные работы. Думаю, что нашим ребятам эта встреча не пройдет даром и они будут извлекать уроки. Ребята, наша дружба с мастером продолжается. Участники акции "Камкор«(это учащиеся, педагоги и работники школы) всегда готовы свершать добрые дела — проявлять внимание и заботу Аблайхану Калкаулы. Благодарю всех за участие. До новых встреч!