Сейткужина Макпал Сатваевна, воспитатель областной |
Какой он? Говорят, что это дети из неблагополучных. Односложно ответить на этот вопрос невозможно. Все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. Имеется в виду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь и дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие, а другим трын-трава, ничем их не проймешь. Но тем и другим нужна помощь — ведь они не виноваты, что живут в неблагополучных условиях.
Психологи тоже по разному отвечают на этот вопрос. Но одно безусловно ясно — это дети с дефектом воспитания. В последние годы со значительным увеличением числа социальных сирот проблемы их
Неполноценное семейное воспитание, а в отдельных случаях и отсутствие такового даже при наличии родителей. Причинами этого могут стать отсутствие стабильного заработка у родителей и, как следствие, недостаточное питание детей; постоянное пьянство родителей; нездоровая моральная обстановка; дефицит эмоционального общения между детьми и родителями.
Жестокое обращение с детьми, их постоянные физические наказания и эмоциональное насилие со стороны старших. Они могут выражаться в различной форме м во многом связаны с личностными особенностями родителей, их социальной неустроенностью, низким интеллектуальным уровнем и др., когда в качестве доминирующего воспитательного средства выбираются побои. По данным
Вторая группа факторов, обуславливающих различные
1) Влияние ближайших групп сверстников, которые в свою очередь можно разделить на формальные и неформальные. К формальным группам относятся коллективы школьного класса и различных кружков и иных внешкольных центров социального воспитания, если ребенок их посещает. Как правило, в целом воздействие формальных групп сверстников оказывает позитивное влияние на формирование личности. Впрочем, и здесь, в случае неуспеваемости, негативного образа жизни родителей, ребенок может чувствовать себя изгоем и не принимать общих для остальных сверстников позитивных социальных установок. Воздействие неформальной группы сверстников («уличной компании») для детей, лишенных родительской опеки, в большинстве случаев может стать негативным, и сама группа состоит из таких же детей. В ней может происходить обмен «отрицательным» социальным опытом, приобретаются негативные привычки, искаженные представления об отношениях между людьми, дети приобщаются к особой «субкультуре», присущей подобным группам. Нередко мнение такого неформального коллектива сверстников становится для ребенка доминирующим в процессе формирования его аксиологических приоритетов и поведенческих стереотипов.
2) Примеры ближайшего внешнего внесемейного окружения ребенка их социально- не благополучной семьи могут также оказывать достаточно негативное воздействие на становление личности ребенка. По замечанию
Какие же дефекты воспитания чаще всего встречаются? Это воспитание «по типу Золушки» — явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту истину
Очень тяжело переносят дети развод родителей. О какой любви и ласке можно говорить? Каждый занят собой. Раньше расходились
Одна журналистка, наблюдая за работой психолога, сказала, — Посидела я вас тут несколько дней и насмотрелась на всю жизнь. Черт знает от кого, не задумываясь о последствиях, бездумно, лишь бы удовлетворить свои слепые инстинкты (Наташа П, Оксана С. Дима Б. Костя М. — отцы записаны со слов матери)
В тех случаях, когда мать является хроническим алкоголиком, вероятность рождения умственно неполноценного ребенка резко возрастает. К тому же многие такие матери продолжают пить и в период беременности и кормления (проблема Жени -комок нервов, заикается, отстает в развитии своих братьев).
Но как трудно нам порой найти путь к расплетению тугих узлов внутреннего состояния таких детей (пример агрессии, недоверия).
Первое слово, которое произносят все дети мира — мама. Дети, воспитываемые в детских домах, начинают, зачастую, свое знакомство с миром других слов. Ведь большинство мам предали своих детей, променяв их на водку и разгул. Но очень часто мы сталкиваемся с одним обстоятельством: стоит
Часто можно наблюдать, с какой любовью и нежностью они играют со своими любимым
Эту любовь и ласку они должны были получить от своей матери. И тем не менее, ребенок полон восторга перед своей мамой, даже понимал, что она может быть совсем не тот человек. Вот у кого должны учиться мы, взрослые, верности, любви и доброте.
Все здоровые дети рождаются талантливыми, добрыми и честными. Давайте немного пофантазируем: если бы дети никогда не становились взрослыми, если бы они всегда оставались детьми и жили бы в мире, который кажется самым лучшим, если бы они никогда не соприкасались с лживым, злобным, эгоистичным миром, что бы было тогда? Да, это была бы прекрасно! Но мы хорошо понимаем, что это невозможно, что все живое растет и меняется.
Мало кто из наших детей может порадовать нас такими воспоминаниям (пример Вити О, Наташа Ш.) Наши дети чаще всего фантазируют. И мы это понимаем, но слушаем ребенка, потому что он только так может выразить желаемое за действительное.
Детская психика отличается обостренной ранимостью, беззащитностью и неспособностью противостоять влияниям окружающей среды.
«Беспредельная потребность в любви», — это по мнению
Но как же мы можем хоть
Однако нельзя принуждать его жить в «куче» и обязательно быть на глазах. Каждый ведь нуждается еще и в том, чтобы быть наедине с самим собой, тем более ребенок.
Поощрять ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное время провождение, развлечение, которое требует взаимодействие с людьми.
Выставлять рисунки ребенка, подделки, сочинения, словом, все, что может заинтересовать окружающих.
Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самоуверенности. Хвалите его почаще. Помогите ему распознать себя и выразить скрытые чувства, использовав для этого такие надёжные, безопасные каналы, как рисование, работа по дереву, лепка, вышивание, шитье, чтение вслух рассказов, музыка. Чаще спрашивайте ребенка, что он почувствовал в той или иной ситуации.
Узнайте, с кем ребенку хотелось бы общаться, кто из детей оказывает на него наибольшее влияние. Чаще общайтесь с ребенком.
Литература:
1. «Ребенок из неблагополучной семьи»
2. «Воспитание школьника» Журнал № 1
3. Социологическое исследование по проблемам профилактики социального сирота