Алимбетова Лаззат Абилаевна, логопед, |
Нарушения речи — достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени функциональные (дислалия). Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими и влекут за собой изменения личности в цепи развития «ребёнок — подросток — взрослый»
Ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах.
Многолетняя практика логопедической работы показала, что добиться результата можно, использовав
а) сказочных сюжетов;
б) элементов фольклора;
в) воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
г) литературных персонажей;
д) известных и придуманных игр;
ж) элементов сюжетно-дидактической игры;
з) сюжетных и пейзажных картин;
к) специально изготовленных пособий — рисунков, коллажей, мозаик, панно.
л) настольно — печатных игр;
м) сюжетов и героев мультфильмов.
Задачи и варианты организации
В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Но главное, о чём необходимо помнить — занятие от начала до конца должно быть добрым!
Материал. Изображения героев сказки Э.Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, верёвка, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужьё.
Психогимнастика.
— Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.
Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.
— Алло, это детский сад «Колокольчик?» С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (звуки р, р'). Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти… Связь прервалась.
— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р'.
— Кто нас ждёт в Простоквашине? (Дядя Фёдор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, телёнок Гаврюша). Нам надо купить им всем подарки. Зайдём сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны звуки р, р'. Что купим? (кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведёрко). Какое сейчас время года? (Весна) Значит, дяде Фёдору нужны… (куртка, брюки) и на ноги (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (кровать, кресло, раскладушку). На чём мы всё это довезём? (на грузовике). Какие продукты питания отвезём в Простоквашино? (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт). Галчонку купим (крупу). Печкину подарим (ручки и карандаши), Шарику — (фоторужьё), дяде Фёдору (грабли,
— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (с дядей Фёдором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным). (Дети здороваются)
— Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Фёдору трактор. Я подарю Шарику фоторужьё)
Поможем дяде Фёдору вскопать огород.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Тёплой поливали.
(Дети имитируют действия в соответствии с текстом).
Дядя Фёдор приглашает к столу, где ждёт угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (сыром, творогом, простоквашей, кефиром).
Угадайте, кто и какую работу выполняет (Матроскин доит корову, Шарик ловит рыбу).
(
Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».
(Логопед говорит от имени дяди Фёдора) .
А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». Каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот-
— Какое слово придумал Витя, если в нём первый звук «р», последний — «а»? (Радуга).
(Дети загадывают друг другу аналогичные).
А теперь отгадайте ребус — на рисунке нарисована рыба и буква «к» (Рыбак).
Послушайте, какое стихотворение сочинил Шарик на рыбалке.
В тихой речке у причала.
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю — чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!
Е.Чеповецкий
Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке — слова из трёх букв. Кто живёт в речке? (Рак). Под ним — слово из четырёх букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама). Ниже — слово из пяти букв. Чем мы пишем? (Ручкой). Что летит в космос? (Ракета). Пора возвращаться домой всем остальным обитателям дома в Простоквашине.
В основе организаций