Асылбеков Азамат Шерниязович учитель истории Белагашской |
Цели урока:
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования.
Оборудование: карта Казахстана в
Вступительное слово учителя. Психологический настрой (1 мин)
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться
Ни минутки не лениться
Не стучать, не отвлекаться
А стараться и стараться!
Вопрос классу: Что такое культура? (1 мин)
Вопрос классу: Какие виды культур вы знаете? (1 мин)
Слово учителя: (3–4 мин)
Казахстанская культура — своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми.
Центрами ремесла и торговли были города Сыгнак, Сауран, Туркестан, которые находились в Южном Казахстане.
Вопрос классу: Почему именно южные города Казахстана являлись центрами ремесла и торговли? (У них были тесные связи с народами Средней Азии через Великий Шелковый путь). (1 мин)
Перед началом урока класс поделен на 4 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке.
Учитель раздает задания группам.
Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке.
1 группа должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется? Каковы ее особенности? Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии.
1 группа. Духовная культура.
Ан Фатима
Косимова Н.
Козловский П.
Корн Иван
2 группа. Представляет одежду. Задача описать и показать национальную одежду казахов, а также учащиеся демонстрируют одежду
2 группа. Одежда
Ковалева Катя
Макогон Аня
Рамазан Азамат
Подложевич Мирон
3 группа. Представляет казахскую национальную кухню. Ребята рассказывают и представляют национальную еду.
3 группа. Национальные блюда
Грибак Надя
Тихонов Д.
Довидюк О.
Рогачев Дима
4 группа. Представляет материальную культуру — жилище. Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях.
4 группа. Жилище
Килиматов Руслан
Дмитренок К.
Патрина Н.
Янчиев Тимур
Во время выступления каждой группы работает интерактивная доска. Учитель совместно с учащимися, либо учащиеся самостоятельно готовят слайдовую презентацию по своему заданию, где демонстрируют особенности национальной одежды, жилища, кухни и духовной культуры казахов.
Укажите стрелками правильный ответ |
|
Центры ремесел и торговли были – |
в Южном Казахстане и Жетысу |
Устное народное творчество – |
айран, катык, курт |
Особо широкое распространение исламская религия получила |
переносное жилище казахов |
Юрта |
Сыгнак, Сауран, Туркестан |
Из верблюжьего молока готовили – |
казки, легенды, беташар, жоктау, пословицы |
Из коровьего и овечьего молока готовили – |
шубат |
1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века?
А. два вида
В. три вида
С. четыре вида
2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались
А. кусбеги
В. акыны
С. Куйши
3. коням усобших по обчаю
А выжигали тавро
В отрезали гриву
С отрезали хвосты
4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась
А на севере Казахстана
В на юге Казахстана
С в центральном Казахстане
5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города
А Караганда, Баласагун, Сарайчик
В
С Сыгнак, Сауран, Туркестан
6. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию?
А
B
C
7. Значительная роль в распространении суфизма — ответвления исламской религии — принадлежит
А Айтеке бию
В Ходжа Ахмеду Йасауи
С Жангир хану
8. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи?
А ичиги
В саптама
С шокайма
9. Из кобыльего молока казахи готовили
А курт
В шубат
С кумыс
10. Одним из изысканных лакомств казахов считался
А жент
В суп
С коже
Вопросы
Учащиеся подводят итог набранных баллов и согласно шкалы оценок на доске выставляют себе оценки