Елманова О.А., |
Цени превыше всех открытий,
Устои жизненные чтя,
Три мира, воедино слитых:
Семью, учителя, дитя!
Цель: Повышение
Задачи:
Форма проведения: семинар
Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без
Конфликт — трудно разрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администрация.
В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:
Уважаемые преподаватели, рассмотрим два вида: «ученик — учитель» и «учитель — родители».
Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Конфликты поступков педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми — в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие — вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Каковы же причины и главные моменты в педагогических конфликтах?
Следующую причину возникновения конфликта, уважаемые преподаватели, определим экспериментальным путем,
Уважаемые преподаватели, возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас вам надо будет выполнить определенные действия с бумагой, точно следуя моей инструкции.
Инструкция:
Откройте глаза, что получилось? Узоры у всех получились различными (возможно некоторые будут похожие), хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод данного эксперимента таков: в процессе коммуникации, казалось бы одинаковая информация воспринимается
Профессия учителя требует умения доносить информацию до ученика так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников: «Вы всегда ведете себя так….», или «Ты как всегда не готов…». На такие высказывания ученик обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
Поэтому «Ты — высказывание» лучше заменить на «Я — высказывание»,
«Ты — высказывание»
|
«Я — высказывание»
|
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? | Мне сложно говорить, когда |
Вечно ты хамишь! | Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
Уважаемые педагоги, продолжая нашу работу, поговорим, с какими же конфликтными ситуациями приходится сталкиваться в системе «учитель — родители»? Вот одна из них. Учительница английского языка в тетради ученика 3 класса написала: «Прошу родителей проконтролировать выполнение домашнего задания».
На другой день она прочитала такой ответ: «Вы и контролируйте, вам за уроки деньги платят. Раз наш сын не может выполнить упражнение, значит, плохо учите».
Конфликт между учителем и родителями на лицо. Он еще усугубился, когда учительница снова поставила двойку. Разгневанная мама прибежала в школу и предъявила претензии уже всей администрации, всему педагогическому коллективу.
Родители бывают разные. Одни очень категоричны в своих суждениях, другие подвержены сомнениям. Между тем конфликт происходит, как правило, по двум причинам: учитель стремится утвердить свой профессиональный авторитет, а родители пытаются защитить индивидуальность ребенка.
Еще
Конфликты разрушают систему взаимоотношений учителя как с семьей, так и с самим учеником. При этом с обеих сторон происходит многократные выбросы негативных эмоций, сопровождающиеся поведенческими взрывами, враждой, дистрессовым состоянием. Социологи считают, что на каждую минуту конфликта приходиться 20 мин. последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. У людей с плохим настроением снижается производительность умственного труда до 60–70%.
Причиной конфликтов могут стать и различные отношения к ребенку как к личности. У родителей, как правило, превалируют отцовские или материнские чувства. Учителя же никто не обязывал дарить ученику свою любовь, душевную нежность. Но без любви и душевной нежности к своим ученикам учитель не в состоянии добиться
Но каковы бы ни были причины конфликтных отношений между учителями и родителями, жертвой их противостояния становиться ребенок. И, пожалуй, самым страшным, имеющим непредсказуемые последствия, является то, что взрослые часто теряют из виду ребенка, не замечают, как в процессе этой «конфликтной перепалки» у него вырабатывается неприязненное отношение к учебе, к учителям, к школе.
А можно ли вообще предупредить конфликт, не дать ему разрастись до состояния резкого столкновения или вражды?
А теперь, уважаемые преподаватели, давайте проверим насколько вы, являетесь «конфликтной личностью?». Чтобы узнать это, воспользуемся тестом.
Инструкция: выберите по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
a) не принимаю участия;
b) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
c) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
a) нет;
b) только если имею для этого веские основания;
c) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
a) только если это люди необидчивые;
b) лишь по принципиальным вопросам4
c) споры — моя стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если
a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
b) делаю замечание;
c) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?
a) не буду поднимать бучу
b) молча возьму солонку;
c) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
a) с возмущением посмотрю на обидчика;
b) сухо сделаю замечание;
c) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если
a) промолчу;
b) ограничусь коротким тактичным комментарием;
c) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
b) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
c) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь посчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое:
От 22 до 32 очков — Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков — Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков — Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
И в завершении нашей работы, хочу предложить вам небольшую игру под названием «Подарок».
Сейчас, каждый из вас с волшебной коробочки вытянет номер, пожалуйста, запомните его. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. Помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет вам подарок, — предназначено именно вам (приложение 1).
В конце своего выступления, мне бы хотелось, поблагодарить всех за совместную работу и пожелать Вам уважаемые педагоги терпения и понимания.
Список использованной литературы
Журнал «Мастер класса» № 4 2011
Источник: СК ИПК ППК [1]
Ссылки
[1] httpss://petropavl.kz/skoipkppk/
[2] https://www.azbyka.kz/tegi/elmanova-oa
[3] https://www.azbyka.kz/tegi/psihologiya
[4] https://www.azbyka.kz/tegi/pedagog
[5] https://www.azbyka.kz/tegi/uchashchiysya
[6] https://www.azbyka.kz/tegi/roditeli
[7] https://www.azbyka.kz/tegi/konflikt
[8] https://www.azbyka.kz/obrazovanie/psihologiya