Красницкая И.А. |
Цель: способствовать формированию социальной установки учащихся по отношению к ВИЧ/СПИДу.
Задачи:
Форма проведения: профилактический тренинг.
Добрый день, ребята! Мы очень рады вас видеть!
Ведущий: Предлагаем начать наше занятие с упражнения «Комплименты»
Задачи упражнения: создание атмосферы доверия и принятия в коллективе подростков. Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний. Количество участников в кругах должно быть одинаковым. Подростки, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего — хлопку в ладоши — участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внешнего круга не повстречается с каждым участником внутреннего круга).
Ведущий: Спасибо!
Ведущий: Блестящий танцпол, громкая музыка, уютные диваны, холодное
Ведущий: Но каждый из вас должен знать, что безопасное
Ведущий: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ВИЧ/СПИД? Зафиксировать ответы подростков на, принять без обсуждения любые ассоциации. Как правило, ассоциации негативные — страх, смерть, пустота, боль, бессилие
Теперь нам хочется задать вам один серьёзный вопрос: А что вы знаете о
Ответы детей.
Ведущий: Итак, ребята, первые сведения о людях со сниженным иммунитетом стали приходить из разных городов США в
Ведущий: ВИЧ/СПИД — это болезнь и смерть не только отдельного человека, это трагедия его семьи, сокращение численности населения страны, падение уровня жизни в целом.
Ведущий: Сейчас я прошу встать Сергея (5 сек.), Нурлана (5 сек.)
Упражнение «5 секунд»
Как вы представляете человека с ВИЧ? Кто он по социальному статусу? Сколько ему лет? Чем он занимается? Каким путем был инфицирован?
Работа в группах «Портрет человека с ВИЧ», для деления на группы рекомендуем использовать считалку «апельсин — груша — яблоко — банан» или «роза — мимоза — мак — василёк». Каждая группа представляет свой рисунок.
Упражнение «Портрет человека с ВИЧ»
Довольно длительное время вирус концентрировался в среде внутривенно употребляющих наркотики мужчин 18–25 лет. В последние несколько лет он стал распространяться в общей популяции, особенно среди подростков и молодых женщин, вступающих в незащищенные половые контакты. Население мало знает об эпидемии и сохраняет представление о том, что вирус поражает лишь потребителей инъекционных наркотиков, работниц коммерческих секса и мужчин, практикующих секс с мужчинами. В настоящее время эпидемия затрагивает абсолютно все слои общества, от нее серьезно страдают также образованные, социально благополучные слои населения.
Ведущий: Ребята, я прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны — один шаг назад, а если не знаете ответа — оставайтесь на месте. И самое главное — вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза
Упражнение «Живая диаграмма». Цель упражнения: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.
— ВИЧ и СПИД — это одно и то же. Нет
— В мире более 33 млн.
— ВИЧ передается через рукопожатие. Нет
—
— Один из ведущих путей передачи ВИЧ — половой. Да
Ведущий: Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Траектория
Итак, как вы считаете, ВИЧ и СПИД — это одно и то же?
Упражнение «Разница между ВИЧ и СПИДом». Цель упражнения: объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры.
Осветить масштабы эпидемии в мире, Казахстане,
Как передается ВИЧ?
Ведущий: Основные пути передачи
Парентеральный — «кровь в кровь».
Употребление инъекционных наркотиков — самый верный способ заразиться ВИЧ. Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и вирусом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации, связанные с употреблением даже «легких» наркотиков и алкоголя, могут привести к заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой.
Способ защиты: Полностью отказаться от употребления любых видов наркотиков и злоупотребления алкоголем.
Половой путь.
Сперма, кровь и вагинальные выделения
Способ защиты: использовать качественные презервативы при любых сексуальных контактах.
Вертикальный — от
Ведущий:
Ведущий: Способ защиты: Мать проходит курс специального лечения во время беременности и не кормит новорожденного грудью. Сразу после появления на свет ребенок получает специальное профилактическое лечение. Тогда риск инфицирования у него очень низок — 1–2%.
Ведущий: Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распространения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти. Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.
Ведущий: Сейчас я вновь предлагаю вам разбиться на четыре группы. Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска, ситуации низкого риска, безопасные ситуации.
Анализ упражнения:
Ведущий: Ребята, людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к
Упражнение «Мои жизненные ценности», цель которого: в игровой форме предоставить учащимся возможность почувствовать на себе проявления дискриминации
Ведущий: Ход упражнения: ребята, я предлагаю вам подумать и написать, что вы цените в жизни (каждый участник получает 12 листочков небольшого формата). Напишите 4 личные, 4 семейные и 4 школьные ценности (по одной на каждом листочке). А сейчас представьте, просто представьте, что вы инфицированы. Переоцените свои взгляды и уберите по одной ценности из каждой группы. Вы это потеряли… Жизнь идёт, болезнь прогрессирует, проанализируйте свои ценности и еще раз сделайте свой выбор (осталось 6 ценностей и ведущий, не говоря ни слова, не спрашивая разрешения, сам забирает по одной из каждой группы ценностей). У вас осталось 3 ценности — всё остальное вы потеряли — прочтите их внимательно. Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас? Что испытывали во время выполнения упражнения, когда «теряли» то, что для вас ценно? Учащиеся делятся ощущениями, ведущий возвращает листочки с ценностями.
Ведущий: Важно сделать вывод: права людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их семей часто нарушаются. Дискриминация проявляется в отказе в приеме на работу, школу, детский сад, в увольнении с работы, неоказании медицинской помощи. На личном уровне это вызывает излишнюю тревогу, страдания, депрессию, отчаяние, заставляет чувствовать стыд. Дискриминации подвергаются и дети — самая уязвимая и беззащитная часть человечества. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД, как и другие дети, пришли в этот мир для радости и счастья и имеют право играть со сверстниками, общаться, дружить. ВИЧ не представляет никакой опасности при повседневном общении. Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показывает, что остановить эпидемию можно, только отказавшись от привычных предрассудков, от деления людей на достойных и недостойных, невинных жертв и виноватых. Общество должно понять, что невозможно решать задачи, связанные с распространением ВИЧ, игнорируя права и жизненные интересы тех, кого эти решения непосредственно касаются.
Ведущий: Существует много мифов относительно
Просмотр видео клипа «Древо жизни».
Анализ видео клипа.
Ведущий: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу.
Высказывания учащихся.
Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно — общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться
Ведущий:
Ведущий: Главное — чтобы мы сохранили все то, что получили и получим на наших занятиях, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха. На фоне музыки «Ангел» ведущий читает стихотворение.
Что о ВИЧ и о СПИДе мы знаем?
Ссылки
[1] https://www.azbyka.kz/tegi/spid
[2] https://www.azbyka.kz/tegi/vneklassnaya-rabota
[3] https://www.azbyka.kz/tegi/vich
[4] https://www.azbyka.kz/tegi/aids
[5] https://www.azbyka.kz/tegi/trening
[6] https://www.azbyka.kz/tegi/profilaktika
[7] https://www.azbyka.kz/obrazovanie/vneklassnaya-rabota