Батырханова Индира Ерлановна воспитатель, первая категория, стаж 14 лет. КГКП «Ясли-сад №24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу |
Введение
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
В возрасте 4-5 лет формируется два важнейших компонента: фонематический слух (способность к распознаванию речевых звуков) и речевое внимание, которые подготавливают ребёнка к овладению звуковым анализом слова. Совершенствуется звуковая сторона речи, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и cонорные).
Целевыми установками в реализации работы по развитию речи дошкольников являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако в связи с тем, что на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. Новизна разработанной программы состоит в том, что используемые в реализации программы методы носят комплексный характер.
Цель данного курса программы: развитие у дошкольников 4-5 лет грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры, через интеграцию обучения и игровой деятельности.
В данном курсе программы ставятся следующие задачи:
1. Образовательные:
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации. В программе использован билингвальный компонент.
Принципы реализации программы.
Принципы сознательности и активности. Только осмысленное слово содействует пониманию речи, поэтому важнейшей задачей педагога является не только правильное обеспечение нового слова, но и включение его в речевую практику дошкольников. Сознательность чтения достигается всей системой словарной работы — от правильного выбора слов, подлежащих объяснению, до методов, используемых на занятиях. Основной путь к сознательному овладению словом — его органическая связь с контекстом. Это значит, что при объяснении нового понятия его нельзя вырывать из текста и рассматривать изолированного то всего содержания. В противном случае объяснение может быть не точным, а иногда просто искаженным.
Сознательность овладения словарем достигается также выбором приема объяснения слова. Основной путь сознательного овладения словом — включение его в речевую практику дошкольников. Только те слова, которые активно используются детьми при ответах, устных высказываниях, будут усвоены прочно и сознательно.
Принцип последовательности и систематичности. Важность этого принципа обусловлена необходимостью увеличивать объем словаря дошкольников, постепенно усложняя лексику их языка. Для дошкольников предлагается брать для изучения только слова конкретного значения и лишь постепенно, с возрастом, включать отвлеченные и абстрактные понятия. Соблюдение такой последовательности важно при усвоении любой группы слов, будь то терминология или нравственные понятия. Преемственность и систематичность неразрывно связаны между собой. Усложняя лексический материал, вводимый в речь дошкольников, необходимо включить его в систему ранее усвоенных понятий.
Принцип доступности также важен в работе по развитию речи. Прежде всего, он реализуется в правильном выборе текстов, где нет никаких языковых трудностей. Доступность словарной работы проявляется в выборе методов и приемов при объяснении слов, упражнений для изучения лексики и выразительных средств языка. Учет возраста дошкольников, уровня их знаний, подготовки к ведению словарной работы помогает педагогу решить вопрос.
Принцип индивидуального подхода. Особенности речевого развития необходимо учитывать в ходе словарной работы. Детям с низким уровнем развития речи надо давать дополнительные задания по изучаемому тексту для пополнения словаря и закрепления речевых навыков. Задания для этих школьников сначала должны быть более упрощенными, чем для всех других дошкольников класса. Степень сложности заданий постепенно будет увеличиваться. С более сильными в речевом отношении детьми можно проводить работу по обогащению словаря новыми отвлеченными понятиями, по уточнению тончайших оттенков слова.
Методическое обеспечение:
Информационно-методическая литература:
Техническое оборудование:
Иллюстрации:
Методы обучения:
Ожидаемый результат относительно индивидуального развития ребенка: