Файль Галина Ивановна
учитель биологии ГУ «средняя общеобразовательная
11 класс ЕМ
Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы
Задачи:
Оборудование: картины, рисунки природы Казахстана.
Тип урока: Этноэкологический
Межпредметная связь: история, литература, биология, география.
Проверка пройденного материала: Экологический диктант
Рассказ учителя
Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой.
Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.
Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание.
Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам,
Человек, осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.
В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.
B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилийского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангистау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана.
Класс делится на 4 группы, каждая из них получает текст и задание.
1 группа.
Мухтар Ауэзов «Возвращение»
…..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад.
Караульная сопка, Тайное ущелье — все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью — аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности — всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в город учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит непередаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь, бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на
Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный простор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на
Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это — бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: " Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной — только не мне! Родная моя, милая степь!..»
И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди
К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая — Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток… Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной
Задание
2 группа.
Сакен Сейфуллин
«Кокшетау»
Задание
3 группа.
«Гора Бура»
Казахская легенда
Бурабай — край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз у слышать»
Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау — Синих гор. Но если случалась беда — джут или война — верблюд преображался. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли.
Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть — живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой.
C тек пор гора и носит название Бура, что в переводе с казахского означает «верблюд».
Задание.
4 группа. С. Мауленов
«О степь моя!»
Задание.
Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия.
С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа — среда обитания и существования человека. Человек — часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно!
§ 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ. (зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)
Источник: Школа [1]