Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие с Петрушкой по дорожке здоровья»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Аухадиева Оксана Юрьевна, воспитатель, вторая квлификационная категория среднего уровня, ГККП «Детский сад № 8 «Гүлдер», Карагандинская область, город Темиртау

Аухадиева Оксана Юрьевна

Интеграция образовательных областей: Здоровье, познание, физическая культура, безопасность, социализация.

Цель: Формирование у детей привычек здорового образа жизни.

Задачи:

1. Образовательная
Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.
Расширить представления детей о состоянии своего тела, помочь узнать свой организм.
Учить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки.
Расширять знания о питании и его значимости.
Учить рассуждать, делать выводы.

2. Развивающая
Развивать мышление, воображение, память, связную речь (через заучивание стихов).

3. Воспитательная
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье, сочувствие к своим ближним.

Предварительная работа: Беседы о ЗОЖ, дидактические игры «Малыши-крепыши», «Группировка предметов», чтение детям художественной литературы К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка Чумазая», Е. Кан «Наша зарядка», Р. Корман «Микробы и мыло», стихи и загадки о здоровом образе жизни.

Материал: использование художественного слова; муляжи овощей и фруктов; набор полезных и вредных продуктов. Макет домика; цветы для дыхательной гимнастики, ароматизированные при помощи ароматических масел (мята, лимон, апельсин). Макет дерева, с висящими на нём предметами личной гигиены (мыло, зубная щётка, полотенце, расчёска...).

Активизация словаря: стоматолог, режим, хандра, микроб, витамины.

Билингвальный компонент: сабын-мыло, сүлгі-полотенце, тіс пастасы-зубная паста, тіс щёткасы-зубная щётка, тарақ-расчёска.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам в группу принесли письмо. Хотите узнать от кого оно? Читаю: «Жду сегодня в гости всех ребят! Приезжайте непременно, буду рад!» Петрушка.

Воспитатель: Что решим? Отправимся в гости?

Скорее, ребята, места занимаем,                                  Встают друг за другом.
Моторчик заводим и в путь, уезжаем!                           Дети «крутят» руками у груди.
Колёсики, колёсики, стучат, стучат, стучат.                    «Едут» по кругу.
А в маленьких вагончиках кампания ребят.                   Подходят к домику.

Воспитатель: Ну вот, кажется и домик Петрушки.

Пальчиковая игра:

На полянке дом стоит,                                                                  Пальцы рук сомкнуты в виде
Ну а в домик путь закрыт, крыши дома,
Мы ворота открываем,                                                                 Отводим большие пальцы в стороны
Всех вас в домик приглашаем.
Но на дверях висит замок,                                                           Пальцы обоих рук скрещены
Кто его открыть бы мог,
Покрутили, постучали,                                                                  Руки поворачиваем (от себя, на себя)
Потянули и открыли.                                                                     Тянем руки в стороны,
Ну а в доме том, Петрушка живет,                                                Большой, безымянный и мизинец
И нас с вами в гости ждет.                                                            сомкнуты

Только где же он сам? А так нас хотел видеть... почему он нас не встречает? Давайте мы присядем и подождём его.

Дети садятся на стулья. Появляется грустный Петрушка (зевает).

Воспитатель: Что с тобой Петрушка? Почему ты такой грустный?

Петрушка: Я вчера лег поздно спать, не выспался.

Воспитатель: Спать нужно ложиться вовремя, соблюдать режим. Ребята, расскажите Петрушке, что происходит, когда мы спим.

Дети: Мы растем, отдыхают наши руки, ноги, глаза.

Ребенок:
Следует, ребята, знать,
Нужно всем подольше спать,
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!

Воспитатель: Петрушка, а ты зарядку делаешь по утрам?

Петрушка: Я не умею делать зарядку.

Воспитатель: А вы, ребята, делаете зарядку?

Дети: Делаем

Воспитатель: Давайте научим Петрушку делать зарядку.

Физминутка
На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
«Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки не отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики,
Дружно прыгают и скачут!

Ребенок:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Воспитатель: ты запомнил Петрушка, для чего нужно делать зарядку и соблюдать режим дня? Если соблюдать режим, мы будем здоровыми, сильными, активными, весёлыми и жизнерадостными.

Петрушка: Спасибо ребята, я научился. Каждое утро буду делать зарядку.

Воспитатель: Как говорит пословица: «здоровье в порядке — спасибо зарядке».

— Ребята, давайте отправимся в путешествие по дороге здоровья, пригласим Петрушку, и научим его всему, что знаем сами.

— Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, и немного отдохнуть, а поможет нам в этом сеанс массажа. (Дети выстраиваются друг за другом, делают массаж спины)

«Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам Хлопки по спине
расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек. Поколачивание кулачками
Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град! Постукивание пальчиками
Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже поглаживание ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.

Воспитатель: мы отдохнули, отправляемся в путь.

Колёсики, колёсики, стучат, стучат, стучат.             «Едут» по кругу.
А в маленьких вагончиках кампания ребят.

Воспитатель объявляет: Станция «Лёгкое дыхание»

Воспитатель: Ребята, что это на нашем пути? (цветочная поляна). Посмотрите, что на ней растет? (цветы)

Какие необычные цветы. Такие все разноцветные, ребята, я предлагаю вам выбрать цветок, который вам больше всего понравился и чтобы он совпал с вашим настроением. У людей настроение очень часто меняется.

— От чего меняется настроение, как вы думаете?

— Когда у нас хорошее настроение?

— Когда плохое настроение?

Дети: если у человека болит голова. У него может быть плохое настроение. А если он здоров или у него все хорошо — у него хорошее настроение.

Воспитатель: Я рада, что вы все собрали яркие цветы. Значит у вас хорошее настроение. Представьте, что на небе появилась тучка. И вам стало грустно. Изобразите грусть. А сейчас вы увидели необычные цветы и удивились (дети показывают удивление)

Дыхательная гимнастика:

— Ребята, обратите внимание: наши цветы не только красивые, они ещё и пахнут замечательно. Давайте мы вдохнём их аромат. (глубокий вдох носом, медленный выдох, сначала через ноздри, затем потом через рот; вдох только правой ноздрёй, только левой...).

Воспитатель: нам пора ехать дальше, но сначала нужно привести себя в порядок.

— Петрушка, присоединяйся к ребятам, делать точечный массаж не только весело, но и очень полезно!

Точечный массаж.
Крылья носа разотри — раз, два, три
И под носом себе утри — раз, два, три
Брови нужно расчесать — раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба — раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи — раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Отправляемся в путь:

Колёсики, колёсики, стучат, стучат, стучат.        «Едут» по кругу.
А в маленьких вагончиках кампания ребят.

Воспитатель объявляет: Станция «Гигиена».

Ребята, обратите внимание, какое необычное дерево растёт на этой станции. (На дереве висят мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа.)

Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить,
Пенное, душистое,
Руки будут чистыми. (Мыло)

Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Оказались на макушке
Два вихра и завитушки.
Чтобы сделать нам причёску,
Надо что иметь? (Расческа).

Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою —
Что это такое? (полотенце).

Воспитатель:
Ребята, что растёт на нашем дереве?
Вы встречали такие деревья?
Действительно, это очень необычное дерево.
А для чего нужны все эти предметы (для личной гигиены)
Для чего нужно мыло?

Дети: чтобы мыть руки

Воспитатель: Когда мы моем руки?

Дети: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных, ведь на их шерсти много микробов.

Воспитатель:
А мылом можем намылить руки без воды?
А расческа будет чистой, если ее не мыть?
А полотенце останется чистым, если его не постирать в воде?

Ребята, нам кто-то что-то хочет сказать

Ребёнок:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без...(Воды)

Ребенок:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Петрушка: А кто такие микробы, я их боюсь

Воспитатель: Микробы есть в воздухе, в грязной воде, на нашем теле. Скажите ребята, вы знаете, как микробы попадают в наш организм?

Дети: (при чихании, кашле, если не мыть руки перед едой и после туалета, вернувшись с улицы. Есть немытые овощи и фрукты.)

Петрушка:: Дайте мне скорей умыться, я боюсь микробов.

Воспитатель: Конечно Петрушка, вот тебе вода, вот мыло. А ты знаешь, как нужно правильно мыть руки?

— Ребята, давайте покажем Петрушке, как нужно правильно мыть руки. (воспитатель демонстрирует алгоритм мытья рук, дети повторяют).

Воспитатель: Для чего нужно полотенце?

Дети: Чтобы вытираться.

Воспитатель: Для чего нужна расческа?

Дети: Чтобы расчесываться.

Воспитатель: посмотрите-ка, ребята, а что это под деревом лежит? Я достану, а вы стойте на местах (под деревом находим иллюстрации зубов).

Воспитатель: А что за зуб изображен на картинке? (веселый) Посмотрите, он улыбается, глаза светятся, что о нем можно сказать, какой он?

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель показывает грустный зуб: А почему этому зубу грустно?

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Если дети затрудняются, то воспитатель сам говорит, что у зуба кариес.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем грустному зубу: «Сегодня мы тебе поставим пломбу (зарисовывает дырочку), чтобы ты не болел, и научим, что нужно делать, чтобы не болеть.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сколько раз в день надо чистить зубы?

Дети: Два раза в день — утром и вечером.

Воспитатель: Для чего нужно чистить зубы?

Дети: Чтобы сохранить зубы здоровыми, белыми.

Воспитатель:
Тридцать два веселых зуба,
Уцепившись друг за друга
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Ребята, а вы любите хлеб, орехи?

Ну а чтобы в ваших зубах не застревали крошки, сегодня мы будем учиться, как правильно нужно чистить зубы. (для показа используется модель зубов человека).

— Поднимите и покажите мне правую руку.

— Возьмите все в правую руку воображаемые щетки. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с плакатом-схемой чистки зубов

Воспитатель: молодцы, вы все хорошо и правильно повторяли за мной.
Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов?
Какие вы красивые, когда улыбаетесь.
Но что еще нужно сделать, чтобы зубы стали чистыми, только почистить их зубной пастой?
Чтобы паста не оставалась во рту, что нужно сделать? (прополоскать рот)
А где еще нам помогает вода?
Что мы делаем, после того как покушаем (полощем рот водой)

Воспитатель: обращается к Петрушке:

— Вот теперь Петрушка, ты знаешь, как ухаживать за своими зубками, чтобы кариеса больше не было.

Петрушка:: спасибо ребята! Я теперь обязательно буду чистить зубки два раза в день!

Воспитатель: дорогой Петрушка! Мы с ребятами хотим рассказать тебе о витаминах, которые помогут тебе в борьбе с кариесом. Пойдем с нами, мы тебя познакомим с овощами и фруктами, они живут здесь недалеко, на полянке.

Воспитатель объявляет:

— Занимаем свои места, отправляемся на станцию «Правильного питания». (едут на поезде)

Дети находят корзину с овощами и фруктами

Ребята, что лежит в корзине? (овощи и фрукты)

Воспитатель: Петрушка, ты знаешь, что такое витамины, и для чего они нужны? Давайте, ребята вспомним, какие вы знаете витамины?

Дети: ABC

Воспитатель: для чего нужен витамин A? (для роста, для крепких зубов) B? (для аппетита, хорошего настроения) C? (для здоровья, бодрости).

Воспитатель: Ребята, какие же витамины нужны Петрушке, чтобы у него, никогда не-было проблем с зубами?

Дети: витамин А

Воспитатель: Сейчас, с помощью загадок, я подскажу вам, в каких овощах и фруктах содержится витамин А.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картошка)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (морковка)

Воспитатель: ребята, скажите, а для чего ещё нам нужны витамины?

Дети: они полезны для роста, чтобы были крепкие зубы, красивые волосы, хорошее зрение, здоровая кожа.

Воспитатель: ребята, мы с вами каждый день кушаем самые разные продукты, а вы знаете, что не все продукты одинаково полезны?

Дидактическая игра «Полезная, вредная еда». (детям предлагается набор продуктов, как вредных так и полезных; дети раскладывают продукты в разные корзинки, поясняют почему сделали такой выбор).

Ребенок:
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна.

Воспитатель: Что еще помогает нам стать здоровыми?

Дети: Занятия физкультурой, подвижные игры, гуляние на свежем воздухе, солнечные лучи, катание на санках, коньках.

Ребенок:
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши
Только помни при уходе
Одевайся по погоде!

Воспитатель: Ребята, вы играть любите? Вы знаете игру «Море волнуется»? Давайте научим Петрушку играть.

Игра: «Море волнуется»

(Дети изображают здоровую, красивую, стройную фигуру, затем больную, некрасивую).

Петрушка: Какая интересная игра!

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Петрушке. Давайте вспомним, чему мы сегодня его научили (научили делать зарядку, рассказали о правилах гигиены, о полезных и вредных продуктах, как беречь свое здоровье...).

Ребенок:
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

Ребенок:
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!

Петрушка: Спасибо ребята, я столько интересного узнал. До свидания ребята.

Итог занятия:

— Ребята, вот наше путешествие и подошло к концу. Скажите, что вам понравилось в нашем путешествии. (дети делятся впечатлениями)

— Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу. (дети прощаются с гостями, паровозик уезжает).

Источник: httpss://sveta-novikova.jimdo.com/