Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие на тему «Что я знаю о Конвенции по правам ребенка?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цель: Формирование представления о правах ребенка, изучение Конвенции по правам ребенка.

Что я знаю о Конвенции по правам ребенка? | Фото с сайта stiho-bum.ru

Задачи:

  • Формировать знания о Конвенции по правам ребенка.
  • Формировать осознание важности принятия данного международного документа.
  • Формировать навыки работы с законодательными актами.

Оборудование: плакаты, маркеры, доска для презентации работы в группах, текст Конвенции о правах ребенка, карточки для групповой работы, слайды для проведения беседы.

I этап

Разминка «Австралийский дождь». Участники становятся в круг. Ведущий стоит в центре. Участники повторяют за ведущим все движения. Главное правило — движение повторяется после того, как ведущий встретится глазами с данным участником и до тех пор, пока не произойдет следующая встреча глазами и показ следующего движения. Общее сочетание звуков, воспроизводимых группой должно дать эффект бурного, но короткого ливня.

Актуализация. Сегодня мы поговорим о документе, который многие публицисты и общественные деятели называют великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка, о его содержании и значении.

Мозговой штурм. В каких законодательных актах прописаны права ребенка? Что вы знаете об этом? Примерные варианты ответов: Конституция РК, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан».

II этап

Беседа. Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей.

Рассмотрим более подробно один из основополагающих документов ООН по правам человека — Конвенцию по правам ребенка.
К 1993 году Конвенцию ратифицировали 174 государства—участника ООН, что представляет собой значительную цифру по сравнению с другими международными документами по правам человека. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.
Некоторые из основных статей Конвенции по правам ребенка частично отличаются от других международных договоров, а некоторые идентичны им.

Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее от прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».

Таким образом, документ носит не только общий, но и конкретный характер, что выражается в предмете его внимания — конкретной социальной группе. Это Конвенция по защите прав групп, т. е. детей, выступающая против их дискриминации. Все права в Конвенции имеют одинаковый вес — ничто не имеет приоритета (подобная задача заложена в Европейской конвенции по правам человека).
В 54 статьях Конвенции излагаются права детей. Это право на защиту от произвола, на невмешательство в семейную жизнь, на свободное выражение взглядов. Конвенция гарантирует детям равенство, независимо от происхождения, расы, национальности, статуса, рода деятельности, взглядов и убеждений их родителей, гарантирует свободу вероисповедания, свободу совести, право на участие в объединениях и мирных собраниях.

Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В Конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

Особое место в Конвенции уделено школе и школьной дисциплине. Подчеркивая необходимость дисциплины, прежде всего, для обеспечения безопасности детей, авторы отмечают, что школьная дисциплина должна обеспечиваться методами, не унижающими человеческого достоинства ребенка. В нескольких статьях речь идет о праве ребенка на образование, на равные стартовые возможности всех детей в процессе его приобретения. Образование ребенка, подчеркивается в документе, должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям его страны, а также к цивилизациям, отличным от его собственной.

Ребенок в этой Конвенции выступает в роли активного субъекта, т.е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.

Конвенция не может охватить все изменения, происходящие в сегодняшней семье и зачастую негативно отражающиеся на жизни ребенка.

Поэтому ратификация Конвенции накладывает огромную социальную ответственность на государства (правительства) в отношении жизни детей, т.е., среди прочего, требует от них гарантии создания соответствующих условий жизни семей с детьми (даже если такое обязательство неявно выражено в Конвенции). Поэтому государства — участники ООН, присоединившиеся к данной Конвенции без оговорок, должны пересмотреть свою политику и программы во всех сферах, затрагивающих детей и семью. Даже принятие новых социальных мер, направленных на улучшение условий жизни ребенка, нужно рассматривать в соответствии с обязательствами, заключенными в Конвенции.

Обсуждение проходит в форме ответов учащихся на вопросы:

  • Когда была принята Конвенция по правам ребенка?
  • О чем говорит тот факт, что все европейские государства ратифицировали данный международный документ?
  • Кого, согласно Конвенции, называют ребенком?
  • Какие основные права детей закреплены в Конвенции?
  • Какие из них вы считаете наиболее важными?
  • Какой социальный институт, согласно Конвенции признается наиболее естественной средой для гармоничного развития и нормального существования ребенка?
  • Какие обязательства берут на себя государства, присоединившиеся к Конвенции по правам ребенка?

Работа в группах. Учащиеся делятся на 6 групп и получают карточки для работы. Основные группы прав ребенка:

    1 группа: Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

    2 группа: Права ребенка на семейное благополучие.

    3 группа: Права ребенка на свободное развитие его личности.

    4 группа: Обеспечение здоровья детей.

    5 группа: Образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

    6 группа: Защита детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Учащимся предлагается найти в тексте Конвенции по правам ребенка статьи, в которых закреплены данные права (по группам) и перечислить их. Результаты оформляются на доске в виде таблицы:

№ группы
Основные права
№ № статей документа

III этап

Итог занятия. Учащимся предлагается ответить на вопрос, почему международным сообществом было принято решение о принятии специального документа по правам ребенка? В чем отличие статуса ребенка от статуса взрослого? Оценить, в соответствии со сделанным выводом, значимость для каждого учащегося занятий по правам ребенка.

Рефлексия. Учащиеся оценивают свое настроение по месяцам года.