Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Влияние темперамента на определение профессиональной деятельности

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Малюка Игорь Валерьевич психолог, стаж 6 лет КГУ «Приют для несовершеннолетних» село Архангельское, Кызылжарский район, СКО

Малюка Игорь Валерьевич

Цели:

1.Ознакомление воспитанников с типами темпераментов;
2.Сформировать знания учащихся о влиянии темперамента на профессиональную деятельность;
3.Способствовать повышению у воспитанников знаний о многообразии мира профессий;
4.Воспитывать у старшеклассников такие качества как: вежливость, порядочность, тактичность, вне зависимости от типа темперамента.

Задачи:

1) Познакомить воспитанников с описанием каждого типа темперамента;
2) Раскрыть влияние темперамента на характер профессиональной деятельности.

Тип занятия: микропрактикум.

Методические приёмы организации занятия: Анализ основной мысли, рассказ, практическая работа, дискуссия, творческая работа, рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска, листы формата А4, ручки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игра в профессии. Первый воспитанник называет профессию, а каждый последующий по кругу называет профессию на оканчивающуюся букву предыдущего слова.

II. Актуализация знаний воспитанников

Инсценировка притчи «Возможности и результат» (Приложение 1)

В чем суть данной притчи?

Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.

Как вы думаете, от чего это зависит? И с чем это связано?

Ответ воспитанников: От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека.

Психолог: Правильно. Всё, что вы сказали, относится к определённым свойствам личности, а если быть точнее, к темпераменту человека.

Рассказ психолога: С давних времён, наблюдая за внешними особенностями людей, учёные акцентировали внимание на большие индивидуальные различия в их речи и поведении. Одни люди — мобильные, активные, эмоционально возбудимые, с раскатистым и звучным голосом. Другие — тихие, безмятежные, сдержанные. Одни неунывающие, коммуникабельные, легко вступают в диалог с окружающими, другие пассивные, малообщительные и скрытные.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются постоянными спутниками личности. Их невозможно не учитывать, так как они оказывают значительное влияние на учебную и трудовую деятельность.

Сегодня мы с вами познакомимся, что такое темперамент, сколько типов темперамента существует и как темперамент влияет на выбор профессии.

Темперамент — врождённое свойство личности, определяющее динамику протекания психических процессов и поведения.

Темперамент присущ всем людям. В совокупности с такими особенностями как характер, склонности, задатки, темперамент отличает одного человека от другого. И этим нам интересен человек как личность. Но преобладание определённых черт одного из типов темперамента дает возможность отнести человека к тому или иному его типу. На сегодняшний день существует одна из наиболее распространённых, классификаций типов темперамента — это флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.

Психолог: Ребята, сегодня у нас в гостях два известных учёных — древнегреческий врач Гиппократ и отечественный учёный И. П. Павлов. Они расскажут о типах темперамента.

1 учёный: В своем учении я различаю людей в соотношении 4 основных «соков организма»: Преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Холерик — активный, деятельный, но легковозбудимый, с изменчивым настроением, ему свойственны эмоциональные вспышки, взявшись за дело, склонен действовать изо всех сил и истощаться больше, чем следует.

Преобладание лимфы делает человека спокойным — флегматиком.

Флегматик — спокойный, рассудительный, обладает медлительностью и спокойствием в действиях, ему свойственны устойчивые стремления и настроения. В профессиональной деятельности проявляет упорство и целеустремленность. Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Сангвиник — общительный, отзывчивый, жизнерадостный, чувства легко возникают и сменяются, быстро примеряющийся со своими неудачами и неприятностями. В работе проявляет инициативу, продуктивность, если вид деятельности доставляет ему интерес.

Наличие чёрной жёлчи делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Меланхолик — тревожный, легко расстраивающийся, склонный к рассуждениям. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, в действиях проявляет робость, застенчивость и нерешительность.

Воспитанники благодарят учёного.

Психолог: А теперь давайте рассмотрим ещё одно учение о темпераменте, предложенное И. П. Павловым, основанное на свойствах нервной системы.

2 учёный: Наблюдая за поведением человека и изучая предыдущие учения, я пришел к выводу, что на свойство нервной системы влияют следующие показатели:

1. Динамичность (подвижность), скорость смены процессов возбуждения и торможения;
2. Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители;
3. Уравновешенность.
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы я выделил 4 типа темперамента.
• Сангвиник;
• Меланхолик;
• Флегматик;
• Холерик

Помимо вышеупомянутого, всех людей можно разделить ещё на две группы: экстраверты и интроверты.

Экстраверты коммуникабельны, оптимистичны, активны, открыты и импульсивны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.

Интроверты спокойны, застенчивы, малообщительны, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.

Ребята благодарят учёного.

III. Практическая работа

Первое задание выполняется, чтобы повторить и соотнести некоторые психологические особенности основных типов темперамента.

Психолог: Ребята, перед вами список с описанием некоторых черт и особенностей холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вам необходимо определить о ком идет речь. (Подготовить заранее список)

Выполняется проверка задания.

Психолог: Рассказывая о своих знакомых, мы часто говорим что он — типичный «холерик», другого называем «сангвиником», «меланхоликом», «флегматиком». Если мы вспомним выдающихся людей, которые оставили большой след в истории, то мы заметим что среди них можно встретить представителей всех четырех типов темперамента. (Привести пример всемирно известных людей).

Когда мы читаем книгу, смотрим кинофильм или постановку спектакля, то нельзя не заметить, что персонажи отличаются один от другого не только внешними, но внутренними личностными качествами. Это разнообразие образов возможно благодаря и тому, что у них разный тип темперамента.

Второе задание: В следующем задании необходимо определить тип темперамента у персонажей мультфильмов.

Буратино («Приключения Буратино») — холерик;
Карлсон («Малыш и Карлсон») — сангвиник;
Крокодил Гена («Крокодил Гена и его друзья») — флегматик
Котёнок по имени Гав («Котёнок по имени Гав») — меланхолик.

Давайте немного усложним задание, необходимо назвать литературное произведение, где основных героев можно отнести к тому или иному темпераменту.

Пример: 1. «Золотой ключик». Пьеро — меланхолик, Артемон — флегматик, Арлекино — сангвиник, Буратино — холерик. 2. «Три мушкетера». д’ Артаньян — холерик, Атос — сангвиник, Арамис — меланхолик, Партос — флегматик.

А теперь угадайте, какому типу темперамента посвящены эти строки.

Весёлый характер,
Душа нараспашку.
Хороший работник и друг не плохой,
Везде успевает и всем помогает. (сангвиник)

Я порывист словно ветер-
Успевать стремлюсь везде.
За работу берусь просто,
Только быстро устаю. (холерик).

Меня все торопят: «Быстрее, скорее!»
Но это совсем не по мне.
Уверенность, чёткость в работе,
Вот главное кредо моё. (флегматик)

Натура тонкая у нас,
И это всем известно
Кто не писатель, тот художник,
Кто не художник, тот поэт. (меланхолик)

Подводится итог: По внешности человека, мы не всегда можем определить тип темперамента. Но можно его определить по конкретной позе при засыпании. Обратите внимание на доску.

Обращение психолога к воспитанникам:

Ребята, скорее всего, вы не раз задумывались о том, кем вы станете в будущем, где будете работать. Пройдет совсем немного времени и вам предстоит занять рабочие места на заводе, на фабрике, в детском саду, на стройплощадке, в больнице или магазине. Наши природные задатки оказывают значительное влияние на профессиональное становление личности.

Их неоцененность часто приводит к потере интереса к работе, усталости и неврозам. Успешность карьеры напрямую зависит от особенностей темперамента. Одна профессия требует от специалиста тактичности, самообладания, стремительности в деле, другая усердие и работоспособности. То, что может подойти холерику не годится для флегматика. Там, где может успешно трудиться сангвиник, не сможет справиться меланхолик.

Как вы считаете, какие профессии подходят сангвиникам? (ответы учащихся) Сангвинику больше подходит тип работы, связанный с новыми впечатлениями, немонотонными заданиями, встречами с разными людьми. Ему подходят профессии, связанные с общением и организацией деятельности других людей, требующее быстрой реакции и, в то же время, уравновешенности и дисциплинированности.

Подходящие профессии:

Педагог, психолог, социальный педагог, учитель, воспитатель, менеджер, продавец, стилист, социальный работник, врач, юрист, журналист, официант и др.

Какие профессии подходят холерику? (ответы учащихся)

Холерику нужна работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности. Ему не стоит останавливать свой выбор на видах деятельности операторского профиля, таких как: пилот, космонавт, шофер.

Подходящие профессии: Хореограф, режиссер, испытатель, налоговый полицейский, охранник, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель.

Как вы считаете, какие профессии флегматику? (ответы учащихся).

Флегматик может достигнуть заметных успехов в работе, не требующей от него резкой смены действий, ловкости и большой активности, но там, где необходимы прилежность, последовательность и настойчивость.

Подходящие профессии: экономист, программист, флорист, эколог, лаборант, агроном, ветеринар, фермер.

Какие профессии подходят для меланхолика?

Для меланхолика предпочтительна работа, требующая высокой чувствительности и тонких ручных умений. Для него нежелательны профессии, связанные с постоянными стрессовыми ситуациями, с неожиданностями и сложностями. Данному типу темперамента подходит работа, связанная с предметным трудом, исследованием, творчеством, моделированием, конструированием.

Подходящие профессии: художник, косметолог, композитор, ювелир, писатель, зоопсихолог, зоотехник, архитектор.

Психолог: Анализируя выше сказанное можно сделать следующее заключение темперамент — это свойство личности, которое мало поддаётся изменениям в течение жизни, вам подрастающему поколению, как ни кому другому важно это учитывать при выборе профессии. Как мы уже сказали, ранее каждый тип личности больше подходит, для одних дел и профессий и меньшей степени для других.

Третье задание. Нарисовать портрет сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Просмотр и анализ рисунков.

Подводится итог.

Психолог: Завершить занятие хочется словами знаменитого ученого Вильгельма Вундта: "В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно увлечений, глубоко затрагивающих наши интересы — холериком, и наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком.

Рефлексия

1. Что вы узнали нового в ходе занятия?
2. Какие задания для вас показались сложными, а какие простыми?
3. Чему могут научить знания, полученные на занятии?
4. Будете ли вы использовать полученные знания и навыки на практике?

Приложение

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Список использованной литературы

1. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других — М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2006. — 400 с.
2. Психология: Немов Р. С., Пособие для учащихся: 10-11 кл. — М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
3. Тестируем детей/сост. Т. Г. Макеева. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 347, [1] с.
4. «Общая психология» Е. И. Рогова М./Владос/ 2002 год
5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

Категория: