Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской грамоты. Буква «А»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Петрова Валентина Николаевна, учитель начальных классов СШ № 53, г. Актобе

Урок русской грамоты. Буква «А» | Фото с сайта viki.rdf.ru

Грамматическая тема: Звук и буквы Аа. Письмо Аа.

Лексическая тема: Как мы ездили в аул

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: познакомить со звуком [а], буквами «А», «а»; формировать умение выделять звук [ а] из речи.;
    Развивающая: развивать фонематический слух, внимание; умение слушать и слышать (аудирование), логическое мышление, речь; прививать интерес к чтению
    Воспитательная: воспитывать эстетические чувства детей, взаимовыручку, формирование ЗОЖ;

Оборудование: презентация к уроку, рисунки, произведения К. И. Чуковского

Ход урока

1. Организационное начало

Звучит музыка, учитель в руках держит коробку, читает стихотворение.

Учитель:

  • Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
    Что много чудес на свете.
    Рады им все, рады всегда
    И взрослые, и дети.

Здравствуйте, дети. Тсс, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам тайну, эта коробка волшебная. Мне ее подарила волшебница, ведь я с ней дружу. Давайте посмотрим, что лежит в моей волшебной коробке. Это письмо. Интересно от кого оно?(рисунок доктора Айболита)

  • Здравствуйте, дети.
    Я желаю от души
    Вам здоровья, малыши!
    Чтоб прививок не боялись. Ежедневно закалялись,
    Чтоб не мучил вас бронхит.
    Добрый доктор…

А ещё я хочу, чтобы вы выучили мою любимую букву. Но сначала ответьте на мои вопросы.

2. Актуализация опорных знаний

— Какой бывает наша речь? Что мы произносим, когда говорим? На какие две группы делятся все звуки? Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?

3. Постановка темы и цели урока

— Мы много говорили о звуках, путешествуя по стране Звуков, а с сегодняшнего дня будем знакомиться с буквами и отправимся мы с вами в волшебную страну Букв. А поможет нам в этом Букварь

4. Работа над новым материалом

Фонетическая зарядка

— Что произносит больной, когда врач осматривает его горло?
— Язычок встречает преграду или нет?
— Этот звук можно петь? Каким цветом мы обозначим его в схеме?
— На что похожа буква, А?

Знакомство с новой буквой. — Кто знает эту букву? Найдите её в домике для букв.

— Она обозначает гласный звук [а], который может быть ударным или безударным.

Создание образа буквы (на, что похожа буква?)

  • Вот два столба наискосок,
    А между ними поясок,
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква…

Физминутка

  • Поработали, ребятки,
    А сейчас — все на зарядку!
    Тихо встаньте, улыбнитесь,
    Все в зверюшек превратитесь
    Сколько в класс пришло зверей, Не узнать моих детей!
    Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка?
    Веселее в пляс пускайтесь, веселиться не стесняйтесь!

Работа в прописи

Рассматривание образца, графический анализ (№ 2)

  • Письмо в воздухе
    Работа на кальке
    Письмо в прописи.

— Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

  • Я, друзья, от Вас не скрою — ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Гимнастика для пальцев, для глаз

А сейчас мы будем искать этот звук в словах.

Игра на развитие фонематического восприятия

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [а] в слове (№ 3) (лук, слива, абрикос, апельсин, тыква, лимон, перец, арбуз, киви)

— Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.

Ребята, доктор Айболит хочет узнать у нас, полезны или вредны для нашего организма изображённые ягоды, фрукты, овощи?
Беседа по иллюстрации к сказке Корнея Чуковского «Айболит»

5. Закрепление изученного

Работа с печатным текстом

Игра «Найди букву в слове»

— Обведите красным карандашом букву [а] в словах. Время пошло!
(Акула, аист, юрта, ананас, архар, мак, река, Айболит, аул)

Работа с читающими детьми

— Ребята, у вас на партах лежит листок с отрывками из сказки Корнея Чуковского Айболит» Прочитайте, подчеркните букву [А, а] во всех словах, где она есть.

  • Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица,
    И жучок, и червячок.
    И медведица! И пришла к Айболиту лиса:
    «Ой, меня укусила оса!»
    И пришёл к Айболиту барбос:
    «Меня курица клюнула в нос!»

6. Итог урока. Рефлексия

— С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?
— Какой звук она обозначает? Понравился ли вам урок? Что нового для себя узнали?

Вручение наград за активную работу. Угощение от доктора Айболита (арбуз)

— До встречи в стране Букв!

Источник Коллеги

Категория: