Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка «Неопределенные местоимения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Виссарионова Анна Дмитриевна учитель русского языка и литературы высшей категории высшего уровня квалификации, ГУ «Сенжарская неполная средняя школа», с. Сенжарка Жамбылский район СКО

Виссарионова А.Д.

6 класс

Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Задачи урока:

Обучающая: закрепление умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;
Развивающая: формирование умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровьесберегающие, технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.

Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций — приём показа, обсуждение увиденного, игровые приёмы, метод самостоятельной работы.

Формы работы: устная, письменная; индивидуальная, работа в парах, общеклассная.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку

Ход урока:

I. Организационный этап

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Психологический настрой учащихся на урок.

А теперь повернитесь друг другу, подарите улыбку, повернитесь к нашим гостям и им подарите улыбку, и вы увидите их добрые лица. И пусть эта атмосфера доброжелательности царит на уроке.

Я хотела бы сегодня урок начать с притчи. Послушайте её, пожалуйста. (Учитель читает притчу)

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу, «я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, кружку, свечу и спросил:

— Назови, что ты выбираешь из них?

— «Ложку», — ответил юноша.

— Произнеси это 5 раз, — попросил мудрец.

— Я выбираю ложку, — постепенно повторил юноша 5 раз.

— Вот видишь, — сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз в день, но она не станет пищей.

Надо….

— Что же надо было сделать юноше?

— Подумайте и скажите, пожалуйста, что же надо было сделать юноше?

(Элементарно нужно было протянуть руку и взять ложку, чтобы покушать и всё).

Спасибо…

— Вот так и сегодня на уроке надо взять ваши теоретические знания, которые у вас есть, которые мы получим на уроке и применить их на практике, т. е. совершить какие-то действия, для того чтобы в конце урока получить отличные оценки.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы — классная работа.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

1. Словарная работа

Г…рой, род…на, к…м(мм)уникация, пр…зидент, к…нституция, н…род, пр…стор.

Проверка (флипчарт № 1)

Флипчарт № 1

2. Фронтальный опрос по теме «Местоимение».

— Перед вами лежат кроссворды. Отвечая на вопросы, вы заполните их и определите ключевое слово, которое и будет являться названием нового разряда местоимений.

  1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)
  2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)
  3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)
  4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)
  5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)
  6. Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)
  7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)
  8. Назовите возвратное местоимение (себя)

— Назовите ключевое слово (неопределенные флипчарт № 2)

Флипчарт № 2

III. Этап изучения нового материала

— Как вы понимаете значение слова неопределенный?

— Значение слова неопределенный по словарю С. И. Ожегова.

(читает учитель: Неопределенный 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый)

— Правильно ли вы дали толкование данного слова?

1. Прочитайте выразительно стихотворение (флипчарт № 3)

Флипчарт № 3

Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три черных собаки вскочили с чего то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за кем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А.Хургин)

— Назовите местоимения. Как вы думаете, к какому разряду можно отнести данные местоимения и почему?

2. Составление опорной схемы

Неопределенные местоимения

Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом)

3. Чтение § 60

IV. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

1.Работа по учебнику.

Упр. № 794 (комментированное выполнение)

2. Образование неопределенных местоимений
(флипчарт № 4)

Флипчарт № 4

Используя вопросительные местоимения, составьте неопределенные местоимения и объясните их написание:

Кто, кого, чему, кем, какой, которая, каких, сколько.

V. Этап контроля и самоконтроля

1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)

Он был готов идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.

Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Перед костром сидело несколько человек.
Через некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.

2. Тестовые задания

1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят

2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (А. Пушкин)

3. Какое местоимение пишется раздельно:

A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)

4. Какое местоимение пишется в одно слово:

A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)

5. Какое местоимение пишется через дефис:

A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной

6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?

A. каким-то чудом
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели

Проверка (флипчарт № 5)

Флипчарт № 5

VI. Этап информации о домашнем задании

§ 60 Выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с неопределенными местоимениями, указав название пр.и автора

VII. Этап подведения итогов урока

VIII. Рефлексия

Оценочная карта урока

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

  1. отличный, интересный, захватывающий;
  2. хороший, содержательный, заставляющий работать;
  3. скучный, работа без интереса;
  4. бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

  1. не изменилось;
  2. чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;
  3. ощущаю подавленность, упадок сил

Дополнительный материал (флипчарт № 6)

Флипчарт № 6
Категория: