Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по познанию мира и математике: «Вода — источник жизни. Сложение и вычитание многозначных чисел. Состав чисел от 11 до 18»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Рудковская Галина Ивановна, учитель математики, первая квалификационная категория, КГУ «Акжаркынская средняя школа» село Акжаркын Акжарский район СКО

Вода — источник жизни

Урок в малокомплектном (2–4) классе по познанию мира и математике

Цель: учить детей работать в группах, самостоятельно делать выводы, анализировать; закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел, состав чисел от 11 до 18.

Задачи:

  • Акцентировать внимание на проблеме загрязнения и возможных способах бережного отношения к воде и её охране.
  • Прививать любовь к родному краю.
  • Развивать экологическое мышление, умение применять знания в непривычной ситуации.
  • Совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Воспитывать познавательные интересы и интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать с учителем и друг с другом.

Оборудование: слайды, рабочие листы, ручки, карандаши, линейки, диски.

Ход урока

Вводная часть урока (1 слайд)

— Сегодня, ребята, у нас интегрированный урок по познанию мира и математике. Мы поговорим на уроке о воде, как источнике нашей жизни. А ещё вспомним со 2 классом состав числа от 11 до 18. А с 4 классом сложение и вычитание многозначных чисел. Итак, начинаем наш урок.

1. Орг. момент (2 слайд)

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!

— Да, для нас нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Посмотрите, перед вами фотография нашей планеты, сделанная со спутника.

Мы до того привыкли называть планету, на которой мы живём: Землёй, земным шаром, что и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься то, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на её поверхности не более 30%, а всё остальное вода: реки, озёра, моря, океаны, болота. Земной шар! Его правильно было бы назвать водяным, а не земным!

Сегодня весь наш урок будет посвящён голубому богатству нашей планеты. Мы поговорим о воде, о её значении и охране.

Итак, начинаем наше путешествие по водным просторам нашей планеты!

2. Река устного счёта (3 слайд)

  • Прочитайте числа: Разложите число 2345 на сумму разрядных слагаемых:
2 класс 4 класс
16, 12, 15, 19, 11, 18, 13, 17, 14, 20  2345, 2543, 20345, 20054, 2035, 2054, 2534
  • Расположите их в порядке возрастания (2 кл)
  •  Составьте числа: 11, 12, 13, 14 (2 кл).

— Как вы разложили число 2345 на сумму разрядных слагаемых (4 кл).

  • Расположите числа в порядке убывания (4 кл).

3. Беседа о роли воды в природе и жизни человека (4 слайд)

— О воде сложено немало пословиц, поговорок, стихов и песен. Видно велика её роль на нашей планете. Именно об этом написали дети. Сейчас мы их заслушаем. (далее дети зачитывают несколько своих работ) (5 слайд)

«Вода — самое главное вещество на планете. Без неё не было бы людей, животных, деревьев, цветов. Каждое утро начинается с воды. Я встаю и умываюсь, пью чай, кушаю суп. А если бы не было воды, то я ходила бы голодная и грязная.

Заводы и фабрики нарушают экологическое равновесие, сливают грязную воду и нефтепродукты в реки и озёра. Но если воду не очищать, то вся рыба и животные умрут и появятся мутанты. Они выглядят очень страшно с двумя хвостами и тремя глазами. Все люди будут болеть. Поэтому все должны охранять окружающую нас природу!

«Велико значение водоёмов в жизни людей. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на берегу озер и рек. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.

— Давайте подведём итог, какова же роль воды на планете? (6 слайд)

Вода необходима в быту, для животных, для растений. Она входит в состав любого живого организма, в ней купаемся, помогает в производстве электроэнергии. Важна вода в производстве любой вещи, для строительства, моет людей, машины, дороги, города. Вода удобная дорога, а минеральная вода — полезна.

Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться,
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

— А какая вода нам нужна? (Чистая!) (7 слайд)

Чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше, а потребность в ней возрастает. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья.

— Почему, как вы думаете? (Она солёная.)

Верно, в морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

— Пресной, т. е. несолёной воды, существенно меньше. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах, реках и под землёй. Но и эти запасы сокращаются из-за их загрязнения.

4. Водохранилище геометрических фигур (8 слайд)

1). — Я маленькая, меня еле видно.

— Я прямая, как дорога.

— У меня одна точка и две прямых.

— У меня три стороны, три угла.

— Я кривая, как тропинка в лесу.

— У меня все стороны равны.

— У меня противоположные стороны равны.

— У меня две точки и одна прямая.

— У меня одна точка и одна прямая.

— Я круглый, как мяч.

— Меня сломали всю.

2). (9 слайд)

1 отрезок – 5см.

2 отрезок - ? на 3 см больше.

Найти длину 2 отрезка.

Длина – 6см.

Ширина – 3см.

Найти периметр и площадь прямоугольника.

5. Физ. минутка (10 слайд)

Правую руку вверх, правую руку вниз,
Правой рукой потрясём и повернёмся кругом.
Левую руку вверх, Левую руку вниз,
Левой рукой потрясём и повернёмся кругом.
Правую ногу вперед, правую ногу назад,

Правой ногой потрясем и повернёмся кругом.
Левую ногу вперёд, левую ногу назад,
Левой ногой потрясём и повернёмся кругом.
Всем туловищем вперёд, всем туловищем назад,
Всем туловищем потрясем и повернёмся кругом.

6. Охрана воды

— Сейчас я вам предлагаю роль экологов-экспертов. А вы знаете, кто такие экологи?

(Экология — это наука защиты и охраны окружающего мира, природы.)

Задание для 1 группы: (11 слайд)

Из предложенных вариантов выберите только те, которые являются источниками загрязнения воды.

Сточные воды
Растения водоёмов
Отходы с/х
Бытовой мусор
Нефтепродукты
Отходы заводов
Животные водоёмов

Задание для 2 группы: (12 слайд)

Найти ответ на вопрос: как сберечь воду и уберечь от загрязнения? Для этого из предложенных фраз убрать лишние предложения.

 

Строительство очистных сооружений
Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов
Контролировать качество воды
Не уничтожать животный мир рек
Закрывать крепче кран
Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным
Не купаться
Ловить больше рыбы

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности — только…. ВОДА
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это — только… ВОДА
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака;

Вот туча идет грозовая,
А в сущности — только… ВОДА
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда
Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет — все растает,
И будет простая… ВОДА

7. Озеро задач и примеров (14 слайд)

— 2 классу задание: собрать капли воды и решить примеры, а 4 классу пришло письмо, сейчас мы его прочитаем:

«Дорогие ребята! В озеро попало нефтяное пятно. Помогите его очистить. Площадь озера 300 м². Чтобы его ликвидировать, нужно вычислить площадь чистой воды в озере и периметр нефтяного пятна».

            2 класс (16 слайд)                                                                   4 класс (15 слайд)

На росинках задания:

(14 - 5) +1 =                 (8 + 4) – 2 =                 

(12 - 5) + 3 =                (9 + 4) – 3 =                

(15 - 7) + 2 =                (8 + 5) – 3 =  

 

S – 300м2.                                                      Задача.      

Дл.н.п. – 20м.                           1). (20+5)*2=50 (м)       

Ш. н.п. – 5м.                             2). 20*5=100(м2)

Д. н/п – 5м                                3). 300-100=200(м2)

S ч.в. –  ? Рн.п.  -  ?                   Ответ: 200м2, 50м.

— Вот мы и очистили озеро от нефтяного пятна. Вы все знаете, какое значение в природе имеет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её, неэкономно расходуют.

— А выводы мы услышим в стихотворении: (17 слайд)

«Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!»

8. Ассоциации (18 слайд)

— Есть ли голос у воды? Какой он?

Вода

(19 слайд) — Ребята, что это такое? Как это можно назвать одним словом? (20 слайд)

9. Море уравнений и неравенств (21 слайд)

— Как найти неизвестное слагаемое?

                                                                2 класс                                        4 класс

6 + Х = 12

(22 слайд)

14 – 4 * 14 +4                    4 + 7 * 7 - 4                         

8 + 3  * 3 + 8                      6 + 5 * 6 + 6

Х + 345 = 9457

(22 слайд)

4км 123м * 4123м        4т 45кг * 4045кг

2ч * 180мин                  3м 32см * 323см

10. Вода — одно из самых удивительных веществ в природе (23 слайд)

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты — гидросферу. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды — пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода — наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине — во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

(24 слайд) Вода — это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

(25 слайд) Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.

(26 слайд) Вода «добывает» электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

(27 слайд) В химии вода — растворитель. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов.

В медицине вода — растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.

(28 слайд) В сельском хозяйстве вода — питательное вещество растений и животных. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.

(29 слайд) В быту вода — средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги.

(30 слайд) Норма водопотребления на одного человека существенно отличается по отдельным городам. Вспомним о приблизительно 6 миллиардах человек, населяющих планету Земля и нам станет ясно, почему время от времени возникают разговоры о все возрастающих проблемах с питьевой водой даже в регионах планеты, где очень много воды.

(31 слайд) Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств — ничего не сделать без воды.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода. Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

11. «Точка зрения». (32 слайд)

— Как люди могут навредить чистой воде?

(33 слайд) — Закройте глаза. Представьте себе, что голос чистой воды, долетел, достучался до каждого человека. Вы соприкоснулись с ней. Назовите свои ощущения.

— Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к чистой воде?

12. Итог урока (34 слайд)

— Что вам понравилось на уроке?

«Берегите землю! Берегите!
Берегите будущего ради!
Это слово из моей тетради.
Всё дарю!
И всё от вас приемлю!
Только берегите, люди. Землю!»

13.Оценки. Вручение книжки — призыва. (35 слайд) (36 слайд)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.

Список использованной литературы и Интернет источников:

Учебники

1. математика — 2 класс «Алматы кітап» — 2013
2. математика — 4 класс «Атамура» — 2011
3. познание мира — 2 класс «Алматы кітап» — 2013
4. познание мира — 4 класс «Атамура» — 2011

Журналы:

1. Начальная школа — Казахстан — 2005 г.
2. Начальная школа (Преподавание по всем предметам) — 2007 г.

Хрестоматия по познанию мира.

Интернет источники:

httpss://festival.1september.ru/articles/524601/
httpss://festival.1september.ru/articles/580456/

Категория: