Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Семинар по самопознанию на тему «Толерантны ли вы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Касенова Альмира Ердикановна педагог-психолог, стаж — 14 лет, вторая категория КГКП Ясли-сад «Асыл бөпе» Глубоковского районного акимата, с.Прапорщиково ВКО

Касенова Альмира Ердикановна

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность — нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от неё социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
Таким образом, являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врождённым, как любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью её формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Латинский термин «tolerantia» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как «боль», «зло».

Послушайте, пожалуйста стихотворение А. Исаакяна «Сатана и его дочери»

Трёх дочерей имел всесильный Сатана,
И, кроме трёх, была ещё одна,
Дочь старшую за князя выдавая,
«Ты будешь «Гордость» — ей Сатана сказал.
«Ты будешь «Жадностью» отныне, дочь вторая,
Тебя купец богатый в жёны взял.
Ты, третья дочь моя, уходишь в дом к поэту,
Ты будешь «Завистью» навеки с этих пор.
Других имён вам троим отныне нет! —
Так прозвучал отцовский приговор.
А дочку младшую, с горячей, пылкой кровью,
Что ближе всех всегда была ему,
Рогатый Сатана в сердцах назвал «Любовью»
И отдал человечеству всему.

— Что вы понимаете под словами «гордость», «гордыня» «жадность», «зависть», «любовь»?

— Как вы думаете, почему именно так решил Сатана: гордость — князю, жадность — купцу, зависть — поэту, любовь — всему человечеству?

— Почему любовь досталась всему человечеству?

— Какие ещё страшные пороки вы знаете?

— Что бы вы отдали всему человечеству и почему?

— Что нужно делать человеку для того, чтобы у него не было пороков?

Анализ стихотворения А. Исаакяна «Сатана и его дочери».

Послушайте пожалуйста стихотворение

Притча Г. Коновича.

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, с Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, — самого себя.

Итог: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону в мире с собой.

Беседа о необходимости самосовершенствования, через обращение к мнению окружающих.

Методика Дембо-Рубинштейна на выявление самооценки

Раздают 6 листов, на каждом из которых проведена линия. Педагог-психолог просит отметить своё место на этой линии по состоянию здоровья среди всех людей, размещённых на этой черте. Причем, на левом полюсе находятся самые больные, а на правом — самые здоровые. Предлагается оценить своё место по состоянию здоровья на этой прямой. Затем предлагается выполнить аналогичное задание, отнести себя к определённому месту по показателям ума, терпения, счастья, способностей, отзывчивости.

Обработка данных: разбить каждую прямую на 6 равных отрезков, примерно по 2 см. Каждый отрезок — 1 балл (самый больной — 1 балл, самый здоровый — 7 баллов). Отметку испытуемого отнести к одному из баллов в зависимости от близости к определённой отметке шкалы. Построить профиль самооценки, можно, соединив отрезками отметки испытуемого на всех прямых. Затем необходимо отнести результаты к определённому типу: адекватная, неадекватно заниженная, неадекватно завышенная самооценка.

Игровые тренинги

Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»

Дети сидят в кругу, у ведущего в руках мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет своё положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Упражнение «Кто я?»

Участникам предлагается мысленно задать себе этот вопрос и из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, отвечающий на этот вопрос.

Упражнение «Волшебная лавка»

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих способностях и их анализе, обдумывании того, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволит прийти к мысли: за что-либо приобретённое всегда приходится платить.

— Представьте то, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу. Что вы слышите? Какие запахи вы чувствуете? Внезапно тропинка выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики, склянки. Повсюду банки, коробки, сосуды. Это старая лавка, причём волшебная. Теперь представьте, что я — продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести себе что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности — всё, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество, от чего-то отказаться. Тот, кто решит воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос «А что ты отдашь взамен?». Он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-то захочет приобрести это качество, или, если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным.

Рефлексия тренинга

  • что вы чувствовали в процессе тренинга?
  • что нового узнали о себе?

Упражнение «Мост симпатий»

Участникам предлагается выстроить мост симпатий. Симпатии — чувство, возникающие у человека по отношению к другому, понравившемуся человеку. Мост симпатий выстроить не так-то просто. Участникам необходимо установить контакт с любым другим, используя фразу: «Мне очень нравится...». Далее следует отметить в человеке его специфические действия, какие вам больше всего нравятся. Старайтесь избегать при этом оценивания. Пример: «Егор, мне нравится, когда ты улыбаешься».

Занятие на тему: «Учись властвовать собой»

Цель: формирование толерантности в себе.

Задачи: развитие навыков самосознания и самовоспитания; создание условий для осознания значимости своей личности.

• Вступительное слово.
• Чтение и анализ стихотворения В. Берестова.

Однажды он ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его была теперь ошибкой.

— Что произошло с героем этого стихотворения?

— Почему «Вся жизнь его теперь ошибка»?

— Как бы вы поступили на месте героя?

Вывод: Лишь та ошибка, что не исправляется.

— В жизни человек совершает множество поступков.

— Что такое поступок?

— Всегда ли понимают и принимают ваши поступки как верные?

— Отчего это зависит?

— Были ли в вашей жизни случаи, когда ваше действие было не понято и не принято другими, хотя вы его считали верным?

— Как вы поступили в этой ситуации?

Вывод: Взаимодействие с миром зависит от отношения к себе. Для того, чтобы добиться этого необходимо понимать и принимать себя, уважать своё мнение. Понять себя — узнать свои сильные и слабые стороны, определить, насколько ты готов жить в обществе людей. Человек постоянно сопоставляет себя с другими, изучает их поведение и делает выводы о себе и своих действиях.

Однако всегда ли человек делает правильные выводы о себе?

Обсуждение педагогических ситуаций

«Властвовать собой» — это значит уметь во время исправить свои ошибки, уметь высказать свою точку зрения, быть терпимым (толерантным) к другим, уметь всматриваться в других и видеть в них себя, уметь не пропускать сказанное кем-то о вашем поступке и помнить то, что большая победа складывается из маленьких побед над собой.

Упражнение «Рюкзачок успеха»

Для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно прежде всего правильно обращаться с другими людьми. Но это очень трудно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Педагог предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребёнок на отдельном листе записывает два качества: одно — помогает ребёнку добиться успеха в общении, а другое — мешает. Листочки складываются в рюкзачок. Педагог по листочку достаёт из рюкзака, зачитывает, а дети пытаются определить «обладателя» этих качеств.

Категория: