Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Родительское собрание «Гиперактивные дети или откуда растут проблемы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Касенова Альмира Ердикановна педагог-психолог, стаж — 14 лет, вторая категория КГКП Ясли-сад «Асыл бөпе» Глубоковского районного акимата, с.Прапорщиково ВКО

Касенова Альмира Ердикановна

Уважаемые родители!

Спасибо Вам, что вы нашли время и силы после рабочего дня прийти на родительское собрание. И теперь запаситесь терпением, чтобы выслушать нас, а мы готовы выслушать Вас, сотрудничать с вами, принять ваш опыт в воспитании наших детей.

Тема, которую мы выносим на обсуждение — это проблемы взаимодействия с невнимательными, импульсивными, подвижными, непослушными, агрессивными, возбудимыми, капризными, избалованными, неуправляемыми, одним словом гиперактивными детьми. Если перевести с латинского языка «активный» это значит деятельный, действенный, а греческое слово гипер указывает на превышение нормы.

Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, другие дети... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Однозначно, что эти дети нуждаются в помощи уже сейчас.

Конечно не все дети импульсивные, невнимательные, капризные и избалованные считаются гиперактивными. Откровенно говоря, большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями (в будущем с учителями) — это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста. Очень часто к «шилу в попке» добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности.

Сейчас я прочитаю следующие признаки и, если вы, хотя бы 8 признаков обнаружите в своих детях значит, мы все-таки имеем дело с гиперактивностью.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает и не слышит обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
15. Легко забывает все, что его не интересует;
16. Спит мало и испытывает трудности при засыпании; процесс укладывания долгий и изнурительный для взрослого.

Если перечисленные симптомы вам до боли знакомы, не спешите хвататься за голову. Поставить диагноз может только доктор, да и то не при первой встрече. Квалифицированные специалисты наблюдают ребенка на протяжении нескольких месяцев, назначая при необходимости дополнительные исследования. Ведь практически каждый из выше­перечисленных симптомов может свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка раннего возраста, но и о какой-то другой особенности развития. К тому же очень важно, как долго ребенок проявляет себя подобным образом, возможно, речь просто идет об очередном этапе взросления «с побочными эффектами», а не о неврологическом диагнозе.

Почему у детей формируется такое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследственность, и инфекционные заболевания в младенчестве, и даже — как ни странно — пищевая аллергия, вызванная искусственными добавками.

Но, по статистике, чаще всего (в 85 процентах случаев) к гиперактивности приводят осложнения во время беременности и (или) родов. Например, если мама страдала от токсикоза во время беременности, то из-за ее плохого самочувствия у ребенка не успевают «дозреть» некоторые механизмы работы головного мозга. В случае травматичных родов схема другая. Дело в том, что во время прохождения ребенка через родовые пути матери между центрами его головного мозга устанавливаются определенные связи. Если же «порядок» родов нарушен (скажем, в случае кесарева сечения), эти связи могут установиться не совсем так, как задумала природа.

Подсказки для родителей

Не секрет, что от общения с гиперактивным ребенком даже самые терпеливые родители и самые опытные педагоги подчас теряют терпение и начинают «бегать по потолку»: ну никакого сладу с этим «вечным двигателем»!

Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться от своего чада желаемого поведения.

♦ Почаще поощряйте своего малыша — такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (сладостях, игрушках и т. д.). Старайтесь обращать внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с особым трудом — усидчивость, аккуратность, последовательность, пунктуальность и т. д.
♦ Учебные и развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше.
♦ Свои просьбы ребенку формулируйте покороче — в 1-2-х предложениях, чтобы он наверняка дослушал до конца.
♦ Гиперактивные детки очень быстро утомляются. Поэтому почаще делайте перерывы в занятиях (в любых, даже интересных для ребенка).
♦ Помните: когда ваш ребенок в общественном месте начинает себя вести неприлично с точки зрения общепринятого этикета (громко говорить, кричать, вертеться), одергивать его бесполезно. Постарайтесь отвлечь его внимание интересным разговором, ласково погладьте ручки, щечки. Приятные тактильные ощущения помогают снять эмоциональное напряжение. А чтобы не испытывать чувство стыда перед окружающими, постарайтесь убедить себя, что ребенок не виноват в том, что родился таким, он и сам страдает от своей непоседливости.
♦ Занимаясь с гиперактивным ребенком, не требуйте от него выполнения сразу нескольких условий: сидеть смирно, писать, вырезать, рисовать аккуратно, слушать внимательно и т. д. Выберите один пункт, который в данный момент наиболее важен, например, писать аккуратно, а за то, что ребенок поминутно вскакивает, грызет ручку, то и дело отвлекается, постарайтесь его не ругать. Если ребенок выполнит это условие — обязательно похвалите. В следующий раз выберите другое условие — сидеть спокойно.
♦ Если вы хотите, чтобы ваш ребенок четко следовал распорядку дня, перед окончанием одного дела и при переходе к «следующему пункту программы» обязательно напоминайте ему (лучше не один, а 2 — 3 раза): «Играть осталось 10 минут, потом — обед!» Дети постарше, которые умеют определять время по часам, могут готовиться к смене деятельности с помощью будильника.
♦ Сам же распорядок дня составляйте таким образом, чтобы ребенок не слонялся без дела и 10 минут. Такого малыша нужно постоянно чем-то занимать, чтобы он не перевозбуждался.
♦ Очень полезно записать гиперактивного ребенка с раннего возраста в спортивную секцию и (или) регулярно играть с ним в спортивные игры.
♦ Самый лучший вариант, если родители и воспитатели (учителя) объединят свои усилия в воспитании такого сложного ребенка и будут действовать сообща. Единые требования в детском саду (школе) и дома помогут маленькому человечку быстрее привыкнуть к порядку.

Осторожно: ловушка!

Известно немало случаев, когда родители гиперактивных детей с дефицитом внимания, «купившись» на их высокие интеллектуальные способности, отдавали свое чадо в школу несколько раньше, чем это было необходимо. А почему бы и нет? Ведь если ребенок, например, в 4 года научился читать, к 5-ти складывает в уме или считает до 100 и весело декламирует коротенькие английские стишки, что ему делать в детском саду?

Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей — асинхрония развития. Малыш действительно по некоторым параметрам опережает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. (Часто опережение идет именно в плане развития интеллекта, а отставание — в вопросах социализации), имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

Гиперактивному ребенку делают большое количество замечаний, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому его надо хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, но только заслуженные, и... не забывайте: хвалить нужно спокойно, без эмоций, чтобы не перевозбудить гиперактивного ребёнка.

Работает гиперактивный ребёнок продуктивно только первые 10 минут занятия, в оставшееся время лучше его переключить на другую деятельность: что-то принести, подать, поднять. Для такого ребенка урок длительностью даже в 30 минут равносилен пытке. Он станет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей и, умея решить сложную задачу, будет 20 минут раздумывать над элементарным примером. А его буковки будут скорее напоминать диковинных насекомых. Он просто еще «не дозрел» до школы физиологически и психологически!

Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного ребенка с дефицитом внимания в школу, его совершенно необходимо показать специалистам, желательно нескольким, например: неврологу, психологу, дефектологу. А потом — следовать полученным рекомендациям, спрятав свои родительские амбиции до лучших времен.

Если вы поняли, что «погорячились» со школой уже, когда ваш ребенок пошел в первый класс, еще не поздно вернуть его в сад, «отыграв» для него еще один кусочек детства. Опыт показывает, что факт перехода из детского сада в школу, как правило, более важен для пап и мам, нежели для самих юных школяров.

Даже у сложных задач всегда есть свое решение. А когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь не только себе, но и маленькому, пока беззащитному перед этой жизнью человечку, появляются силы, находятся специалисты и нужная информация.

И пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите свое дитя, а оно любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь со всеми проблемами.

Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и другие. Есть мнения, что решающую роль в патогенезе этих нарушений играет все же генетическая предрасположенность, а степень тяжести, сопутствующая симптоматика и продолжительность течения тесно связаны с влиянием среды. Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.

Многие авторы указывают на часто встречающиеся при данном синдроме агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, а также низкую самооценку.

Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

  • с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей, так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т. д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность — игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы — им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, помните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Игра «Бокс»

Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка — накопившаяся энергия, которая требует своего выхода. Предложите ребенку поиграть в игру «Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой, плотно набитой подушки — боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4-5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.

Игра «Подушечные бои»

Попробуйте ответить на вопрос, как часто вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться — одним словом разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение? Да, большое количество домашних заданий, дополнительных занятий, секций и т. д. почти не оставляют ребенку времени на игры и отдых. Как результат этого — ребенок становиться неуправляемым и агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из вариантов проведения такого мероприятия могут стать известные всем с детства подушечные бои. Организуйте их как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести «Петушиные бои» и т. д.

Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Игра «Снежная баба»

Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов и один из них — поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению его мышц. Освобождаясь от физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение — хороший помощник для расслабления.

Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но, вдруг, солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься в лужу».

В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома, главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.

Источники:

https://direct-press.ru/zdorove/56290-chto-stoit-znat-o-giperaktivnom-rebenke
https://www.vashevse.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12495
https://citydoctor.ru/baby/news/2014/12/22/16967

Категория: