Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Рефлективный отчет об использования одного модуля программы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Солтанкулова Бейбит Чоганбаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, 26 лет стажа, КГУ ОШ№ 47 г. Алматы

Солтанкулова Бейбит Чоганбаевна

Думать — это как любить и умирать.
Каждый должен делать это сам.
(неизвестный автор)

Дайана Халперн в свое книге «Психология критического мышления» (2000) говорит, что критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. «Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем» говорит кыргызский ученый Р. Х. Шакиров в методическом руководстве «Оценивание достижении учащихся» (2012). Да, ведь задача учителя заключается не только в необходимости формировать у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для проявления таких личностных функций личности как: проявление творчества, изобретательности; умению давать критическую оценку фактам, способности рефлексировать.

Как повысить мотивацию учеников к обучению, научить детей учиться, повысить результативность обучения? Как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания? Эти вопросы каждый раз задает себе каждый думающий учитель. Понятно, что нельзя все проблемы решать, опираясь только на традиционную классно-урочную систему. Наступило время изменения подхода к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать такие условия, которые будут побуждать самих школьников к получению новых знаний. На все эти вопросы дает ответ применение данной технологии на уроке.

Технология критического мышления очень тесно связывается с личностно — ориентированным подходом в обучении. В наше время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным, мотивируя учеников на обучение. И я пришла к выводу, чтона сегодня актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, вовлекает всех окунуться в учебный процесс.

Какова же ее роль в современной школе? Во-первых, у учащихся вырабатываются общеучебные умения; во-вторых, дети учатся работать в группах, вырабатываются умения прислушиваться к мнениям других, уважать мнения других; в-третьих — учатся графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретируя полученную информацию; в-четвертых — вырабатывается умение обобщать полученные знания. А главное, влияет на результат и цели образовательного процесса.

Работая с детьми на практике, внедряя данную технологию, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Л. С. Выготский говорил «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

На первом же уроке на тему «Обращение и знаки препинания при нем» я использовала этот модуль. Ведь критическое мышление — это самостоятельное мышление. Сначала сформулировала проблему, предложила исследование в виде самостоятельной работы. На стадии вызова в виде «мозгового штурма» дано было задание определить: «Как вы думаете, что же такое обращение?». Ученики проходили эту тему на родном казахском языке, теперь самим надо было сформулировать правило. Обсуждали бурно, споря, шумя, но итог был подведен — дети сформулировали правило самостоятельно, без помощи книги и учителя. Осмысление проводилось в виде составления кластера по теме. Ученики подошли творчески, кластеры были в виде домика, солнышка, блок-схемы. Инсерт подразумевал заполнение таблицы по графам: знаю, новое, вызывает сомнение, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения правила, розданным детям на листочке. Это было для них новое — маркировка текста. Правда, дети затруднились и в заполнении графы «вызывает сомнение», а вопросы почти у всех получились «тонкие». По тому как мы только начинаем внедрять в нашу практику идеи Программы, думаю, что все у нас впереди. А рефлексию проводили составлением синквейна к слову «обращение». Хорошо получилось у первой группы: обращение — внимание; вежливое, грубое; говорит, показывать, посылать; мы любим вежливое обращение.

На втором уроке на тему «Вводные слова и знаки препинания при них» актуализацию урока начала с китайской пословицы:

Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.

Дети, рассуждая над пословицей, приходят к общему мнению, что только вместе, взявшись за руки, помогая, сотрудничая, можно преодолевать трудности. Как говорил А. Маслоу: «Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом» (Маслоу, 1999,с.100). После презентации новой темы дети в группах составляют вопросы для других групп закрытые и открытые вопросы по розданным им текстам. Здесь хочется отметить, что ученики теперь проявляют способность анализировать и синтезировать полученную информацию, тем самым развивая критическое мышление. Затем открывают учебник, находят правило и сопоставляют с текстом листа. Следующее задание найти и выписать группам:

1 группа — найти и выписать предложения с водными словами, выражающие степень уверенности, порядок мыслей и связи;

2 группа — с замечаниями о способах оформления мыслей;

3 группа — источник сообщения и различные чувства.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы технологии критического мышления, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Учащиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения, а учитель при этом — координатор: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Составление своего текста на основе авторского предлагалось на третьем уроке по теме «Правописание сложных прилагательных» после презентации «Весенней картины природы». Тексты дети составляли при групповой работе, выбрали наилучше подходящие прилагательные, тем самым доказывая, что терпимы к неопределенности, толерантны друг другу. Затем сформулировали правило самостоятельно в группах, опираясь на розданные схемы-блоки.

Рефлективный отчет об использования одного модуля программы

Разнообразные словесные, наглядные и практические методы обучения технологии развития критического мышления на уроках способствует обучению быть совершенно непохожими на стандартные. Применение этих приемов также способствуют формированию таких учебных действий: личностных (развитию коммуникативных способностей, культуры общения, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формированию умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Рефлективный отчет об использования одного модуля программы

На четвертом уроке по теме «Главные члены предложения. Подлежащее» группы составляли по пять предложений на тему «Театр»: первая группа в виде восклицательных предложений; вторая группа — в виде нераспространенных предложений, третья группа — в виде побудительных предложений. Ученики работали слаженно, уже научились уважать мнения друг друга, каждый старается внести лепту в общее дело. Во время парной работы, когда надо было распределить предложения по графам таблицы, проявили умение синтезировать знания по теме, так как 70% учащихся выполнили данное задание. Даже формирование детей пр группам активизирует их на мыслительную деятельность, потому как они находят свое место в группе, используя полученное ранее знание. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение. Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:

  • готовность к планированию;
  • наблюдение за собственными действиями;
  • поиск компромиссных решений;
  • готовность исправлять свои ошибки;
  • настойчивость в достижении цели.

Применение технологии критического мышления у учеников выработало следующие умения:

— умение ставить вопросы;
— умение выделить главное;
— умение делать сравнение;
— умение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения;
— умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
— способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Рефлективный отчет об использования одного модуля программы

Использование приемов технологии критического мышления позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы рекомендуется применять как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощрять работу каждого ребенка, выслушивать всех, никогда не критиковать личные мнения детей. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности — необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами и целями, выяснением и решением указанных проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки совместной коллективной работы, взаимообусловленность и взаимосвязь принципов и поступков личности — необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

И ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно, сообща. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, анализировать делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее, ценнее и дороже всех выученных нами когда-то лекции.

«Пришло время оглянуться назад и вспомнить определение критического мышления, данное в первой главе, а также широкие понятия информации и стратегий в последующих главах. Мне кажется, найдено очень верное и емкое определение, в котором подчеркнуто, что под критическим мышлением подразумевается комплекс различных качеств... Работайте над своим мышлением, стремитесь к самосовершенствованию. Рассуждайте мудро. От этого зависит ваше будущее». (Д. Халперн) («Психология критического мышления», издательство Питер, 2000 г).

Использованная литература:

1. Р. Х. Шакиров «Оценивание достижении учащихся», методическое руководство, Бишкек, 2012 г
2. Л. Выготский «Зона ближайшего развития»
3. Э. Рубиноф «Искусство преподавания»
4. Д. Халперн «Психология критического мышления», издательство Питер, 2000 г
5. А. Маслоу, 1999, с100

Категория: