Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве (2 урок)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Урок русского языка в 11 классе: Повторение и обобщение материала по пунктуации на основе презентации повести Сергея Баймухаметова «Победитель»

Татьяна Васильевна Полникова
Новорыбинская СШ Жамбылского района

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве

Второй урок из серии: Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве.

Цель: формулирование общих закономерностей употребления знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Задачи:

  1. Обучающие — повторить пунктуацию простого и сложного предложений; формировать функциональную грамотность; презентовать повесть С. Баймухаметова «Победитель»;
  2. Развивающие — развивать навыки комплексного анализа текста; развивать навыки речевого общения на основе информативно-учебного диалога; развивать навыки построения оценочного высказывания;
  3. Воспитательные — акцентируя внимание старшеклассников на проблемах взаимоотношения человека и государства, ответственности взрослых за судьбы детей-инвалидов, воспитывать чувства сострадания, гуманности; бороться с равнодушием.

Первый этап урока — организационно-установочный

Объявив тему и цели урока, привожу слова создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, который считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как буквы: «Знакоположение грамоты, письма заключает в себе знаки письменные, или буквы, и знаки препинания».

    — Каково же «географическое положение» пунктуационных знаков?
    — У них есть три излюбленных места обитания.
    — Назовите их.
    — Первое — конец предложения. Здесь поселились четыре знака: точка, вопросительный, восклицательный и многоточие.
    — Второе — граница между простыми предложениями в составе сложного. Там обитают четыре знака: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
    — Третье — пространство внутри простого предложения. Где можно встретить не только запятую, двоеточие или тире, но и кавычки, скобки, многоточие.

Обращаемся к этимологии слова пунктуация. Это латинское слово означает укол, а пункт — точка. Древние греки писали стилосами — палочками, в местах остановки они делали укол, то есть ставили точку. Дословно пунктуация — учение о точках. Без неё люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. Но это вовсе не напрасный труд. Чтобы записать выразительную эмоциональную речь, передать настроение, автору придётся либо стать очень многословным (попробуйте выразить словом каждый вздох, слёзы в голосе, изумлённо поднятую бровь, вопрошающий взгляд!), либо потерять слишком многое. А вот знаки, как и слова, «говорят», и мы их читаем вместе со словами. Бывает, и вместо слов. В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил чистый лист бумаги, на котором нарисовал большой вопросительный знак. Вскоре пришёл ответ: в письме красовался огромный восклицательный знак. Почему эта маленькая эпистолярная шутка, разыгранная писателем и его издателем, оказалась удачной?

    — Авторы сверхкоротких писем умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
    — Каким смыслом и эмоциями наполнены письма?
    — В. Гюго тревожился о судьбе книги. Знак вопроса позволил ему с достоинством передать смятение, надежду: «Можно ли опубликовать роман? Понравится ли он?».
    — Ответ можно истолковать так: «Прекрасно! Эта книга заслуживает высокой оценки! Её нужно немедленно издать!».
    — А какие «пунктуационные анекдоты» известны вам?
    — Один путешественник в минуту опасности обратился к Богу с мольбой о спасении, пообещав за это «поставить статую золотую, пику держащую». Но когда опасность миновала, он распорядился «поставить статую, золотую пику держащую». Так с помощью переноса запятой он сильно сократил свои расходы, ни одним словом не нарушив своего обещания.
    — Второй такой анекдот повествует о том, как жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить нельзя помиловать».

Сообщаю, что в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось спасти узника, переставив запятую в резолюции супруга, императора Александра Третьего: «Простить, нельзя отправить в Сибирь».

Делаем вывод, что умение ставить знаки препинания так же важно, как и вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

— Сегодня, — продолжаю я, — мы тоже будем решать пунктуационные задачи, и я желаю вам успехов в разгадывании секретов грамотного письма. Постановка знаков препинания диктуется смыслом текста. Эту мысль впервые высказал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов, который писал, что «знаки ставятся по силе разума». Перед вами фрагменты из повести Сергея Баймухаметова «Победитель». Я бы очень хотела, чтобы вы прочитали эту книгу. Напечатанные на бумаге слова в минитекстах могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. К счастью, в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства — знаки препинания. В конце урока каждый из вас должен определиться в своём читательском выборе. А сейчас посмотрите на стенд «Сегодня на уроке», где помещено предисловие к повести.

Так я подвожу учеников ко второму этапу — презентации книги С. Баймухаметова. Анализируя минитексты, повторяем изученный пунктуационный материал.

Текст № 1

В этой повести герой и рассказчик — один и тот же человек. Человек страшной, трагической, невероятной судьбы…

Мы с ним вместе играли в волейбол. Он старше меня на два года, уже юноша, был капитаном первой сборной команды городской спортивной школы, а я капитаном второй сборной (младшей).

Когда он, красивый, русоволосый, выходил на подачу, наши девчонки скандировали: «Шамиль! Шамиль! Шамиль!» Никто не мог знать, какая его ждёт судьба.

Сообщаю, что эта повесть документальная. Герой её Шамиль Тауфикович Шакшакбаев жил в городе Петропавловске и умер меньше года назад. Судьба его необычна. До 16 лет, например, он был Кривощёковым Александром. Он отец Вадима Шакшакбаева, восьмикратного чемпиона мира по конькобежному спорту, олимпийца. 4 декабря 1997 года водитель джипа сбил насмерть его жену Галю вместе с братом. Долгие годы Ш. Т. Шакшакбаев неизлечимо болел системной склеродермией. Он перенёс множество операций, у него были ампутированы ноги, руки, но этот человек не только продолжал жить. Он ещё и работал! Шамиль Тауфикович создал в Петропавловске уникальное учебное заведение для детей-инвалидов. Его по праву можно считать героем. Это Человек с большой буквы, пример мужества, жизненной стойкости.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте простое и сложное предложение. Как вы их различаете?
  2. Объясните постановку знаков препинания в четвёртом предложении.
  3. Произведите синтаксический разбор пятого предложения.
  4. Составьте схему последнего предложения.

Текст № 2

Что испытывает человек, когда просыпается утром на больничной койке и понимает, что у него ампутирована нога?

Если вас когда-нибудь случайно допустят в больницу, вы многое увидите и услышите. От долгих криков отчаяния до молчаливого упорства, от полной прострации до беспомощных попыток самоубийства. У каждого — своё.

И в то же время есть общее.

Я это понял, когда смотрел по телевизору интервью с парнем, потерявшим на чеченской войне обе ноги. Корреспондентка так и эдак допытывалась, что он чувствует. Парень вдруг сказал:

— Мне стыдно перед людьми в таком виде…

Меня прямо в сердце ударило.

Сейчас, когда у меня нет обеих ног по бёдра и левой руки по плечо, я думаю то же самое.

  1. Определите главную мысль.
  2. Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточного в них. Составьте схемы этих предложений.
  3. Какие виды придаточных здесь не представлены?

Текст № 3

Наши инвалиды сидят, запершись в четырёх стенах. Обществу и государству до них нет дела. В годы Советской власти инвалидов не выпускали в туристические поездки за границу. Чтобы не создавали там неверное представление о Советском Союзе и самом здоровом в мире советском человеке. Но это ещё ладно… Страшно представить, что творилось раньше. Отец и мать рассказывали, что в войну и после войны было очень много фронтовиков-инвалидов, потерявших ноги в боях за Родину. Ездили они на широких досках с шарикоподшипниковыми колёсами, кто-то попрошайничал, многие играли на гармошках на базарах.

У А. Межирова есть знаменитое стихотворение

    Какая музыка была!
    Какая музыка играла,
    Когда и души, и тела
    Война проклятая попрала…
    Стенали яростно, навзрыд,
    Одной-единой страсти ради
    На полустанке — инвалид
    И Шостакович — в Ленинграде.

Потом инвалиды вдруг исчезли и с базаров, и с полустанков. Не стало их. Это «отец народов» Сталин… повелел собрать всех увечных и отправить в лагеря, чтоб не омрачали Победу.

1. Определите главную мысль текста.

— Почему мы так равнодушны к инвалидам? Вместо сострадания мы тычем пальцем, бесцеремонно разглядываем их, даже смеёмся! Не задумываемся о сверстниках, которые не могут не то, что в школу, на дискотеку — на свежий воздух попасть. Баймухаметов приводит страшную цифру — только в Казахстане 522 тысячи детей-инвалидов.

2. Найдите в тексте цитату, поставьте недостающий знак препинания, вспомните правило его постановки. Есть ли в тексте ещё цитата? Как она оформлена?

Текст № 4

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев высоко оценил работу нашего интерната // обо мне он сказал очень тёплые слова, которые я не могу привести здесь, потому что неудобно. Теперь всем понятно // после таких слов Президента и в обществе, и в государственных структурах все сразу обратили внимание и заговорили о детях-инвалидах. Предполагается даже создать такие интернаты в каждой области // они нужны, востребованы жизнью. Будут они созданы // будут жить инвалиды.

  1. Определите главную мысль.
  2. Расставьте знаки препинания во всех предложениях, составьте их схемы.
  3. Вспомните правило постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

На третьем этапе урока (исполнительном, или реализующем) ученики упражняются в оценочном высказывании по опорной карточке, где уже есть начало текста. Необходимо его закончить, дав тем самым понять, будет ли прочитана эта повесть и почему.

Опорная карточка

Я считаю, что повесть С.Баймухаметова «Победитель» должна входить в круг чтения…, потому что… . Эта повесть нужна современному обществу, так как… .

Завершает урок подведение итогов и задание на дом — написать сочинение «Об этом человеке хочется рассказать».

Источник: СК ИПК ППК

Категория: