Ермоленко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской Павловского района Краснодарского края. |
Урок в 7–8 классе (Для работы с сильными учащимися)
Цель урока: обучение учащихся аналитико-исследовательской деятельности по заданной теме
Задачи:
Литература:
Эпиграф урока:
|
Работа с классом:
1. Комментарий, обсуждение эпиграфа урока
2. Особое место среди жанров УНТ
Самый древний жанр фольклора, создавался народом, передавался из уст в уста.
3. Сфера употребления
В художественной литературе, в публицистике, в дискуссиях, в публичных выступлениях.
4. Изменения и преобразования
Процесс изменения, преобразования, пополнения, появления литературных крылатых выражений по аналогии, синонимические и антонимические конструкции.
Коллективный подбор синонимов — определений:
Они делают речь:
выразительной
точной
меткой
эмоционально окрашенной
экспрессивно насыщенной
Это свидетельствует:
О высокой культуре человека
образованности
интеллекте
привлекательности
речевой обаятельности
Пословицы и поговорки сами о себе:
Важно знать, уместно вспомнить в сложных жизненных ситуациях, воспользоваться их советом! ! !
Вот они, советы:
Высоко ценили, пользовались пословицами, восхищались, поражались поговорками, благоговели перед мудростью их
Начнем с определения:
Пословица — краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Выступает как самостоятельное суждение.
Лес рубят — щепки летят
Поговорка — широко распространенное выражение, образно определяющее
Надоел как горькая редька
Фразеологизм — оборот речи, значение которого определяется совокупностью значений всех слов, входящих в его состав (идиома)
Анализ определений: общие признаки, различия
Рассмотрим структуру:
Пословицы:
Поговорки:
Фразеологизмы:
Синтаксический разбор структурных единиц
Выводы: предложения (двусоставные, односоставные), словосочетания
Учимся распознавать:
Поговорки часто в составе фразеологизмов! ! !
Важно знать и понимать семантику устойчивых оборотов.
Большинство пословиц, поговорок, фразеологизмов связаны с ЧЕЛОВЕКОМ.
Почему?
(Сам человек составлял, придумывал, брал из жизненного опыта, прежде всего своего)
Человек живет век, а дела его два.
Человек познается в труде. (Жизнь и дела)
Человек не орех: его сразу не разгрызешь.
В чужую душу не влезешь. (Трудно узнать)
Хочешь человека узнать, дай ему взаймы.
Нет Касьяна без изъяна.
Нет пророка без порока. (Не без недостатков)
И птица в одно перо не родится.
Стричь под одну гребенку. (Индивидуальность, особенность)
Всяк своим умом живет.
У всякого Мирона свои приемы
У всякого Гришки свои делишки
Составление текста
Комментарий устойчивых оборотов, семантика, прямой и переносный смысл, выбор для составления текста.
Образец текста
Жизнь создает человеку разные ситуации, и он должен достойно выходить из них. На то он и человек. Однако есть такие люди, которые пытаются предстать в выгодном свете перед другими любой ценой. Увлекаясь перевоплощением, они теряют ориентацию и попадают в нелепое положение. Видно, не быть калине малиной. Невозможно преодолеть то, на что не способен в принципе.
Домашнее задание, перенос во внеурочную деятельность.