Ткаченко Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории СШ № 4 г. Аксу Павлодарской области |
Цели урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)
Структура урока:
Оборудование и наглядные пособия
Приветствие учителя
Заполнение листов эмоционального состояния. Оргмомент
Выбор детьми экспертной группы, которая будет беспристрастно оценивать их работу в группе по предложенным детьми (это было домашнее задание) и дополненным членами группы критериям (учащиеся с высоким уровнем успешности).
С учетом пожеланий сегодняшний урок предлагаю построить следующим образом:
Задания для групп:
2 группы работают по анализу стихотворений
1 группа — по биографии
Кто желает работать по биографии? — организовывают отдельную группу (учащиеся с низким уровнем успешности)
Остальные 2 группы работают по анализу стихотворения.
Озвучьте правила работы в группе.
Тема урока: А.Ахматова — голос своего поколения (жизнь и творчество
В качестве эпиграфа слова Ахматовой: «Я — голос ваш, жар вашего дыхания, я отраженье вашего лица». Чтобы так сказать, нужно было иметь на это право. В конце урока скажите, имела она на это право или нет.
Второй эпиграф: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».
Эти два эпиграфа перекликаются. Как эти слова будут отражены в творчестве поэтессы, вы сможете проследить в течение урока.
Прежде чем начнем работать, предлагаю определиться с целеполаганием. Что вы ждете от урока? На какие вопросы хотели бы получить ответ? — ответы учащихся (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).
Задания группам:
1 группа — вычерчиваете диаграмму жизни: взлеты и падения, черную и белую полосы.
2 и 3 группы — определить темы творчества Ахматовой и выбрать тему для последующего анализа. (Домашнее задание: прочитать стихи и выбрать понравившиеся)
Формулировка и выбор темы для работы 2 и 3 групп: тема Родины (Великая Отечественная война, Ленинград), любовная лирика, Пушкинская тема.
Задание 2 группе. Тема Родины. Прочитать несколько стихотворений и проанализировать одно понравившееся. Определить особенность раскрытия темы? (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).
Задание 3 группе. Любовная лирика. Прочитать несколько стихотворений и проанализировать одно понравившееся. Определить особенность раскрытия темы? (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).
Работа в группах по выполнению заданий.
Выступление экспертной группы, которая озвучивает критерии оценивания выступающих групп.
Выступления групп.
1. Участие в работе каждого члена группы.
2. Точность формулировок.
3. Аргументированность.
4. Слаженность работы членов группы.
5. Подготовленность.
6. Дополнительный материал.
7. Языковое оформление, связность речи, логичность изложения.
8. Эмоциональность.
Выступление 1 группы. Диаграмма жизни А.Ахматовой. Основные вехи жизненного пути.
Вывод: прожила долгую, но не простую жизнь. Несмотря на неприятие ее стихов властью, точкой опоры всегда оставалась родная земля. В дни революции зазвучали новые нотки в стихах. Сумела отказаться от призывов, звавших за рубеж. Война — в Ленинграде, во время бомбежки дом разрушен, живет у друзей. 1946 г. — исключили из Союза писателей, нищета. Лишь в конце 50 годов снят запрет с имени Ахматовой.
Прежде чем приступим к анализу стихов, хотелось бы послушать стихи, положенные на музыку, так как стихи Ахматовой очень музыкальны. (Видеоролик и песня на стихи Ахматовой)
Выступление 2 группы. Тема Родины. Стихи: «Мне голос был." 1917 г., «Мужество» 1942, «Клятва», «Не с теми я, то бросил землю», «А вы, мои друзья, последнего призыва», «Победа»
Вывод: в самые трудные для страны минуты Ахматова была с народом. Обратите внимание на эпиграф. Как была оценена? Что испытала? Родина. Не мыслит себя вне России. Это и природа, и судьба народа. Это точка опоры. Петербург. Ленинград. Всей сущность связана с этим городом, Царским селом, к которому привязана сердцем. Это начало начал. Летний сад, мосты, площади — все это свято.
Выступление 3 группы. Любовная лирика. Стихи:
«Сжала руки под темной вуалью» 1911
«Так беспомощно грудь холодела» 1914
«Звенела музыка в саду» 1913
«Сколько просьб у любимой всегда» Вывод: В стихах Ахматовой переданы все оттенки любовного чувства: томление, ревность, надежда. Перед глазами — мир женской души, страстной, непонятой. Это и вызывающая непокорность, и горестная беспомощность, страсть. Любовь одаривает и радостью, и горем, всегда это — счастье.
Если расположить любовные стихи в определенной последовательности, можно построить целую повесть со множеством мизансцен, случайных и неслучайных происшествий.
Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, радость, гордыня, грусть — в каких только гранях и изломах не представлена любовь на страницах ахматовских книг. Счастья ахматовской героине не дано испытать.
Слово оценщикам. Комментарий по выступлению групп.
Что приобрели, работая на уроке? Обратитесь к поставленным в начале урока целям. Нашли ли ответы на свои вопросы? Обращение к эпиграфу: «Я — голос ваш, жар вашего дыхания, я отраженье вашего лица».
«Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».
Организация заполнения листов оценки. Определение эмоционального настроя.
Высказывают свои мнения:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно…
я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…
я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…
урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Заполнение листов с обратной связью: две звезды и предложение.
Домашнее задание: биография М. Цветаевой