Сейткожина Баян Кошербаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2» село Саумалколь Айыртауский район СКО |
Урок русского языка во 2 классе
Цель урока: Письменный подробный пересказ текста.
Задачи:
Оборудование: тетради для творческих работ по развитию речи, компьютерная презентация.
Тип урока: урок смешанный (сочетание различных видов).
Вид: подробное изложение (близкое к тексту образца).
Орфография: проверяемые безударные гласные; собственные и нарицательные имена существительные, запятая перед что.
Раз, два, три, четыре, пять!
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.
— Дуровы обучали не только домашних, но и диких животных. Очень любил Дуров белых медведей. Они — хищники. Об одном случае мы сегодня будем писать изложение.
Повторим:
— Что такое изложение?
— Как вы понимаете смысл слова «изложение»?
— Какие учебные задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
(Запомнить текст, определить его тему и основную мысль, написать по плану грамотно текст.)
1. Учитель выразительно читает текст с доски.
Живой мячик. (По Н. Дуровой)
2. Анализ по вопросам.
— Как вы думаете, что спасло Наташу?
(Наташу спасло чудо, Наташу спас папа.)
— Почему вы считаете, что Наташу спас ее папа? Как Дуров спас дочку?
(…вошел в клетку, загородил собой дочку, стоял, пока Наташа вышла из клетки.)
— Каким человеком был Дуров?
(Смелый, храбрый, решительный, находчивый, не теряется в минуту опасности.)
3. Чтение текста детьми.
4. Лексическая подготовка. Коллективная работа по тексту.
— Какие в рассказе действующие лица? (Наташа и Дуров.)
— А везде ли они названы по именам? (Наташа, девочка, малютка, дочка.)
— Подумайте, в какой части рассказа лучше назвать Наташу дочка, малютка, она?
1) Чтение первой части. Выделяются слова Наташа Дурова: это начало рассказа, необходимо указать фамилию и имя героя.
2) Чтение второй части. Выделяется слово девочка. (Она играет.)
3) Чтение третьей части. Выделяется слово малютка. (Она маленькая, её легко втянуть в клетку между прутьями клетки.)
4) Чтение четвертой части. Обратить внимание на имя
5) Чтение пятой части. Здесь очень подходит слово дочка, так как здесь идет речь о Дурове как отце.
— Как автор называет Дурова в течение рассказа. (Дуров, папа, он.)
5. Пересказ по плану.
На доске план и
1. Где гуляла Наташа? (Наташа гуляла во дворе цирка.)
2. Что на ней было надето? (На ней была белая шубка и пушистая шапка.)
3. Что сделал медведь? (Вдруг медведь втянул малютку в клетку.)
4. Как Дуров спас дочку? (Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от медведей. Он стоял до тех пор, пока Наташа вышла из клетки).
— Вставьте пропущенные буквы.
Шу…ка, ша…ка, медве…ь, кле…ка.
— Сравните слова. Чем они похожи? (В каждом слове есть парная согласная в корне слова.)
— Найдите в тексте слова с безударными гласными? (Во дворе, медведи, снежок, втянул, прибежал, велел, загородил.)
— Вспомнить, кто может, какая орфограмма? (Пушистая, свежий, жили.)
1. Пересказ текста по плану (1–2 ученика)
2. Запись текста.
— Запишите текст, используя план.
— Сколько частей в тексе?
— Как на письме выделяем каждую часть? (Каждую часть рассказа записываем с красной строки.)
3. Проверка.
Несколько учеников читают свои работы.
— Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?
Домашнее задание
Выписать из словаря пять слов с непроверяемой гласной, а и пять слов с гласной о.