Учитель биологии первой квалификационной категории средней школы имени Комарова п. Шантобе отдела образования г. Степногорска Станулевич Светлана Вячеславовна |
Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства;расширить кругозор учащихся.
Задачи
Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме
Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный,
Форма: игра «Ботанический турнир».
Оборудование: презентация, «черный ящик», в котором находятся горчичник, сигарета, геркулес, видеоролик «Вальс цветов», жетоны.
Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:
Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру «Ботанический турнир». Класс разбит на три команды, каждая имеет свое название и своего капитана.
Визитные карточки команд.
Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:
Каждой команде задается по 8 вопросов (
Вопросы для первой команды:
Вопросы для второй команды:
Вопросы для третьей команды:
На слайдах картинки цветка, плода, представителя семейства. Команда называет семейство. За правильный ответ получает жетон.
Назвать семейство
Рисунок 1
Назвать семейство
Рисунок 2
Назвать семейство
Рисунок 3
Назвать семейство
Рисунок 4
Назвать семейство
Рисунок 5
Назвать семейство
Рисунок 6
Назвать семейство
Рисунок 7
Назвать семейство
Рисунок 8
Назвать семейство
Рисунок 9
На слайде появляется игровое поле.
Команды по очереди выбирают семейство и номер вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. В случае неправильного ответа, спрашиваются представители других команд.
Розоцветные
1. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева.
2. Назовите растения, имеющие эти листья (предлагаются лист шиповника, яблони, манжетки, малины)
3. Загадка:
Злаковые
1. «Черный ящик». В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)
2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)
3. Из каких злаков получают эти продукты (Предлагается черный хлеб, макароны, манная крупа, овсяное печенье)
Крестоцветные
1. Назовите древнее культурное растение этого семейства, про горечь которого сложены поговорки? (Хрен, редька)
2. «Черный ящик». В нем лежит предмет, используемый в медицине при лечении кашля, простуды. Семена растения, из которого он изготовлен, жгучие на вкус, вызывают также жжение кожи. (Горчичник)
3. Загадка
Пасленовые
1. Загадка
2. Назовите 4 ядовитых растения этого семейства. (Дурман, белладонна, табак, белена черная)
3. «Черный ящик». В нем находится предмет, на одном конце которого огонь, а на другом — человек, который сам себя губит. (Сигарета)
Бобовые
1. Почему бобовые растения называют естественными удобрениями?
2.Из набора семян, выберите те, которые принадлежат к семейству Бобовые.
(предлагаются семена тыквы, фасоли, подсолнечника, кукурузы, гороха, пшеницы)
3. Загадка
1. Назовите растение из семейства Злаковые класса Однодольные, которое растет всего 40 дней, хотя живет более 100 лет. Какова высота этого растения, если за день оно наращивает 50 см? (20 м)
2. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг розового масла? (Для изготовления 100 г масла нужно 50 кг лепестков.) (500 кг)
Командам раздаются карточки с текстом, тот же самый текст появляется на слайде. Задача участников, найти и исправить ошибки в тексте.
Картофель.
Это фруктовое растение из семейства Крестоцветных было завезено к нам из Азии. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его плоды — стручки. Картофель — это многолетнее растение.
Правильный ответ:
Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги — клубни. Картофель — это однолетнее растение.
Учащимся зачитывают легенду. Посовещавшись в группах, они могут сразу назвать растение, о котором идет речь, и получить 5 баллов. В случае затруднения отгадывают с помощью подсказок (получая меньшее число баллов в зависимости от количества подсказок).
Задание № 1
Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура»,
Подсказки:
Задание № 2
Существует легенда, что эти цветы появились из белоснежной пены, которой было покрыто тело Афродиты, когда она вышла из моря. Увидев на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого он приобрел свой нежный аромат. По легенде, Афродита, узнав о беде, случившейся с ее возлюбленным, Адонисом, устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые камни и шипы ранили ее ноги. Из капель божественной крови появились красные цветы.
Подсказки:
Задание № 3
Легенда гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок красного цвета. Богиня, набрав целый букет, наконец успокаивалась и засыпала.
Подсказки:
Задание № 4
Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума
Подсказки:
Задание № 5
По легенде, мать богов — Гера (Юнона) нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в прекрасные белые цветы.
Подсказки:
Задание № 6
Легенда гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в прекрасные цветы.
Подсказки:
В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.
Вот и подошел к концу наш урок.
Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется