Бапаева Д.А. Городская классическая гимназия, город Петропавловск |
За последние несколько лет особенно интенсивное внимание было обращено на применение компьютерных информационных технологий в преподавании и самостоятельном изучении иностранного языка. Связано это, прежде всего, с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от учащегося требуется на выходе из школы некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире.
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому национальному тестированию и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.
Области применения данных технологий учителем сводятся к следующим:
Что касается обучающих программ, то в данной статье речи о них идти не будет, поскольку каждая из них имеет определённые цели для работы с грамматикой, лексикой, чтением, фонетикой и требует от учителя и ученика элементарных навыков работы с компьютером. То же самое можно сказать и о программах для тестирования, записанных на CD. Отличный сайт в Интернете с подборкой ссылок по обучающим программам, словарям, тестированию
Мы же подробнее остановимся на возможностях работы с Интернетом на уроке английского языка, а именно: тестирование
Если вас интересуют
Обучение лексике предполагает: работу по введению новой лексики; активизацию лексического материала; лексические игры.
1. Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com [8], представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, вы откроете всё многообразие его значений и их оттенков и проследите нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
2. Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя — подобрать добротный и информативный сайт, связанный с нужной темой: например, тема вашего урока — «Путешествие. В гостинице». Находим сайт www.adnams.co.uk/hotels [9], фактически дающий информацию для туристов, но интересный нам своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. По ходу урока вы можете дать учащимся задание: найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам, можно также предложить зарезервировать номер в отеле и рассказать о его преимуществах, научиться отправлять письменный запрос по электронной почте, организовать ролевую игру, где необходимо прорекламировать свой отель (условия проживания, меню, развлечения
3. Поисковые системы снова помогу вам найти
Обучение чтению с помощью Интернет может быть весьма разнообразным
1. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными версиями — это их актуальность и неустаревание по мере того, как они попадают в поле зрения читателей. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и сравнить результат — это позволяет развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения
www.iht.com [13](The International Herald Tribune), www.chicagotribune.com [14], www.people.aol.com [15] (The People Magazine).
2. Однако было бы неверно воспринимать Интернет лишь как средоточие новостей о текущих событиях. Во «всемирной паутине» можно найти все виды и жанры текстов, многие из которых позволяют читателю, так или иначе, поучаствовать в работе над текстом. Наиболее продуктивный для творчества и увлекательный жанр — детектив. С точки зрения языка он хорош тем, что требует повышенного внимания к видовременным формам глагола, к использованию экспрессивной лексики и чётким определениям и описаниям места действия, персонажей, фона событий. Ничто не заменит живого общения с книгой — это бесспорно — но в нашем случае позволяет найти выход, если нет под рукой библиотеки, богатой литературой на английском языке. Рассказы можно вывести на печать в необходимом количестве, а при желании дети могут читать рассказы прямо в Сети и затем поучаствовать в форуме или даже выиграть небольшой приз с логотипом сайта www.thecase.com/solveit/ [16].
Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернетом. Главное — поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. Например, интерактивный музей
Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность — здесь снова на помощь приходит Интернет. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый
Замечательный сайт для подростков www.teenadvice.org [19] — кладезь тем для обсуждения, поскольку посвящён проблемам молодёжи, пополняется за счёт писем и вопросов самих подростков со всего мира и способен ненавязчиво вывести класс на дискуссию о том, что волнует, радует, беспокоит самих ваших учеников без лишнего менторского тона и навязчивости взрослых.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернетом, прежде всего
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернета, поражает даже самое богатое воображение — на языке оригинала вы можете прослушать и концерт интересующего вас исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com [24], www.youtube.com [25], www.oscar.com [26]). Чаще всего перечисленные источники представлены в виде файлов, требующих загрузки на жесткий диск вашего компьютера. Думается, если вы одновременно не являетесь программистом или учителем информатики, лучше обратиться к этим специалистам за помощью в организации урока с помощью Интернетf. Конечно, для поурочного аудирования аудиокурсы к учебным пособиям на кассетах или CD незаменимы, но как, например, лучше продемонстрировать работу BBC и британский английский, если не подключиться к «живой» трансляции о текущих событиях? Тогда загляните на www.bbc.co.uk [27] или, например, на www.cnn.com. [28] Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного (в частности, английского) языка не могут быть ограничены рамками данной статьи, однако, ей сделана попытка указать направления для работы современного учителя — того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
Литература
Журнал «Мастер класса» № 3 2011
Ссылки
[1] httpss://www.history.ru/
[2] httpss://www.dschool.ru
[3] httpss://www.languagelink.ru
[4] httpss://www.college.ru
[5] httpss://www.primavista.ru
[6] httpss://www.english.ru/tests.html
[7] httpss://www.homeenglish.ru
[8] httpss://www.thinkmap.com
[9] httpss://www.adnams.co.uk/hotels
[10] httpss://www.station.sony.com
[11] httpss://www.nytimes.com
[12] httpss://www.timesonline.uk
[13] httpss://www.iht.com
[14] httpss://www.chicagotribune.com
[15] httpss://www.people.aol.com
[16] httpss://www.thecase.com/solveit/
[17] httpss://www.exploratorium.edu
[18] httpss://www.nasa.gov
[19] httpss://www.teenadvice.org
[20] httpss://www.classroom.com
[21] httpss://www.stolaf.edu/network/iecc
[22] httpss://www.hut.fi
[23] httpss://www.iecc.org
[24] httpss://www.hollywood.com
[25] httpss://www.youtube.com
[26] httpss://www.oscar.com
[27] httpss://www.bbc.co.uk
[28] httpss://www.cnn.com.
[29] httpss://www.washingtonpost.com/
[30] httpss:// cnn.com/world
[31] httpss:// www.abcnews.go.com/index
[32] httpss:// www.bbc.co.uk/worldservice
[33] https://www.azbyka.kz/httpss%3A%20//%20www.washtimes.com
[34] httpss://www.bell-labs.com/project/tts/index.html
[35] https://www.azbyka.kz/tegi/angliyskiy-yazyk
[36] https://www.azbyka.kz/tegi/urok
[37] https://www.azbyka.kz/tegi/internet-resurs
[38] https://www.azbyka.kz/tegi/sayt
[39] https://www.azbyka.kz/tegi/petropavlovsk
[40] https://www.azbyka.kz/tegi/internet
[41] https://www.azbyka.kz/tegi/uchitel
[42] https://www.azbyka.kz/obrazovanie/angliyskiy-yazyk