Вологодская областная универсальная научная библиотека [1]
8 декабря (26 ноября) 1855 г. — 1 октября 1935 г.
Гиляровский Владимир Алексеевич родился в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева. Место своего появления на свет писатель уточнил в мемуарной книге «Мои скитания. Повесть бродяжной жизни»: «Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером и часть детства своего провёл в дремучих домшинских лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся. В Домшине пробегала через леса дремучие быстрая речонка Тошня, а за ней, среди вековых лесов, болота». Предки Гиляровского по отцовской линии — Петровы — жили в Белоозере и занимались рыболовством.
По семейному преданию, фамилию «Гиляровский», образованную от латинского «hilaris» — «весёлый, радостный», получил за особенность своего характера дед писателя. Так его назвал при поступлении в Вологодскую духовную семинарию преподаватель латыни. То же предание связывает отцовский род Гиляровского с новгородской вольницей, поскольку именно выходцы из Великого Новгорода в древности осваивали Белозерье.
Мать будущего писателя принадлежала к запорожскому казачьему роду, который ещё во второй половине XVIII в. переселился на Кубань. «Там он обосновался, — писал Гиляровский, — и там родился мой дед, участник кавказских походов. Бабка и дед рассказывали о привольной и боевой казацкой жизни, а их дочь, моя мать, пела, прекрасно пела песни чудные и читала по вечерам Пушкина, Лермонтова, а отец — запрещённые стихи Рылеева. Я, пятилетний, со слуха знал наизусть кусочки из… „Войнаровского“». Реконструируя именно таким образом свою родословную и самые первые детские впечатления, Гиляровский, делает явный акцент как на стихийной и исторической вольности своих отдалённых предков, так и на «окультуренном» свободолюбии родителей, прежде всего, матери. Впрочем, благотворное эстетическое влияние матери было непродолжительным — она умерла, когда её сыну едва исполнилось восемь лет. «Мужское» воспитание ребенка, весьма заметное и ранее, теперь стало главным. Отец и его друг «беглый матрос» Китаев стремились наделить мальчика качествами «естественного человека» и «настоящего мужчины» — развивали его физическую силу, ловкость, твёрдость духа, бесстрашие перед лицом любой опасности, лепили из него «удалого охотника и спортсмена».
В 1860 г. семья переехала в Вологду, сняв квартиру на Калашной улице (ныне улица Гоголя). В 1865 г. Гиляровский поступил в Вологодскую гимназию, но учился плохо, без интереса и желания, уже в первом классе остался на второй год. Детское вольнолюбие и «естественное воспитание», полученные в домшинских лесах, совсем не соответствовали регламенту лучшего в городе учебного заведения. (Правда, нравы и порядки в гимназии в пореформенные годы были мягче и либеральнее, чем в николаевское время.) Каждый год с мучительным нетерпением ребёнок ожидал летних вакансий, чтобы уехать в свои любимые леса. В эти годы Гиляровские проводили летние месяцы в небольшом имении Светелки неподалёку от Чёбсары. Владимир вместе с отцом, дедом и «дядькой» Китаевым целыми днями пропадал на охоте или на рыбалке, скакал верхом, лазал по деревьям. Китаев обучал его плаванию, борцовским приёмам, гимнастическим упражнениям.
Но каникулы быстро заканчивались, и надо было возвращаться в ненавистную гимназию. Неприятие школьной дисциплины и любых ограничений вообще проявлялось в шалостях и издевательствах над особо нелюбимыми учителями. В Вологодской гимназии при всех её недостатках (как действительных, так и мнимых, существовавших лишь в детском воображении) было одно несомненное достоинство — и учителя, и гимназическое начальство всеми силами поощряли литературное творчество воспитанников, поддерживали любые попытки детей писать стихи или прозу. Почти всеобщее увлечение гимназистов литературным творчеством затронуло и Владимира. «…Кроме пакостей на наставников, — вспоминал позднее Гиляровский, — я писал и лирику, и переводил стихи с французского, что очень одобрял учитель русского языка Прохницкий».
Увлечение поэзией не могло не вызвать и более общего интереса к литературе. Круг чтения
Скульптор
В 1871 г., так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома, чтобы в полной мере окунуться в манящую стихию настоящей народной жизни. Он пешком прошёл из Вологды до Ярославля, поступил в бурлацкую артель на Волге, потом работал крючником (портовым грузчиком) на волжских пристанях, служил на белильном заводе, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. Во время
Первая публикация произвела на него сильное впечатление: «Это ещё больше зажгло во мне охоту писать, хотя я и до этого времени посылал отцу большие письма, где описывал бродяжную жизнь, посылал стихи, писанные на серой бумаге по притонам, а раз даже послал целый рассказ их жизни рабочих на белильном заводе». Но с тихой и «скучной» Вологдой Гиляровского уже мало что связывало. Вскоре он расстается с отцовским домом, чтобы продолжить свою «бродяжную жизнь».
Скитания Гиляровского по России продолжались ровно десять лет, «круглое» число свидетельствует, конечно, о сознательно рассчитанном сроке этого биографического этапа. Настала пора воплощать в литературу этот огромный запас жизненного материала, знакомство с которым способно перевернуть русское общество. (Такой тип «творческого поведения» несколько позже канонизировал М. Горький, активно призывавший молодых писателей «идти в люди», на собственном опыте изучать жизнь низших социальных слоев, а уже потом приступать к профессиональным занятиям литературой.)
В 1881 г. Гиляровский стал москвичом. Его творческая активность реализуется одновременно и в художественной литературе, и в журналистике. Многочисленные рассказы и стихотворения Владимира Алексеевича появляются в самых разных московских изданиях. Начинающего автора, обладающего столь важным опытом и знанием «истинно народной жизни», горячо поддерживают писатели народнического направления, прежде всего Глеб Успенский и Влас Дорошевич. В 1887 г. Гиляровский издал сборник рассказов и очерков «Трущобные люди». Основные герои книги, как видно уже из заглавия, — нищие, обитатели ночлежек, деклассированные элементы. Книга получилась настолько беспросветно мрачной, что власти сочли её революционной.
Уже отпечатанный тираж «Трущобных людей» был уничтожен, чудом сохранилось лишь несколько экземпляров.
В 1891 г. вышла книга стихов Гиляровского «Забытая тетрадь», выдержавшая три издания (1893 и 1901). В программном стихотворении «Бродяга» автор формулирует свое жизненное и творческое кредо, свою главную тему:
Временами в поэзии нашего земляка возникают родные вологодские пейзажи, но и они так или иначе ассоциируются с «волей», то ли утраченной ещё в детские годы, то ли вообще недостижимой:
Наряду с воспеванием «удали и воли» во всех их проявлениях в стихах Гиляровского присутствуют мотивы усталости, неверия, исторического пессимизма, связанные, несомненно, с общим кризисом народнической идеологии:
В истории русской литературы Гиляровский остался и как поэт, и как автор обличающих рассказов, но поистине всеобщую известность ему принесла журналистская работа и книги воспоминаний, прежде всего «Москва и москвичи». Поселившись в Москве, Владимир Алексеевич стал работать в популярной городской газете «Московский листок», а через несколько лет перешёл в более солидную общероссийскую газету «Русские ведомости». Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортёром Москвы. Шутя, коллеги уверяли, что он «накануне знает всё, где что свершится». Гиляровский в своих корреспонденциях оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях российской жизни: от железнодорожных крушений и сенсационных убийств до Ходынской катастрофы в мае 1886 г. (Он был единственным журналистом — непосредственным очевидцем этих трагических событий.) Работал Гиляровский и в жанре «журналистского расследования», тогда ещё не столь распространённом. Друживший с ним писатель
Ровно полвека прожил Гиляровский в Москве, став культовой фигурой для города, своего рода «московской достопримечательностью». Адрес писателя — Столешников переулок, дом 9 — был известен каждому москвичу. Личность Гиляровского обладала необыкновенной притягательной силой и почти у всех вызывала чувство симпатии. «В нём есть
Издания произведений:
Литература о писателе: