Богоявленская Светлана Ивановна учитель начальных классов Средней общеобразовательной школы № 21 г.Павлодара |
Урок по познанию мира в 4 классе
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель:
Оборудование: учебники, карта космоса, выставка книг, энциклопедии, глобус, газеты о космосе.
Базовые знания: Космос — пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля и является вечным и бесконечным. Космос и все, что в нем находится, называется Вселенная. Земля — планета Солнечной системы, Солнечная система — небольшая часть Вселенной. Она относится к звездной системе — Галактике. Во Вселенной имеются миллионы Галактик. Близкие друг к другу Галактики образуют группу Галактик. В настоящее время люди изучают ближний космос.
Опорные знания — элементарные понятия учеников о небесных телах: планетах, метеорах, кометах, астероидах.
— Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха.
Звучит тихая музыка.
Сегодня не возможна жизнь без спутниковой связи, без Интернета, без телевизионных программ, телефонных звонков, без информации о погоде и без многого другого. Как без всего этого мы сможем жить? Да мы просто вернемся в каменный век.
— Внимательно посмотрите вокруг себя и подумайте, над какой темой мы сегодня будем работать (сегодня мы будем работать по теме космос)
Какие ассоциации вызывает у вас слово космос? Запишите это в маршрутных листах в графе «Я знал»
Составление кластера на основе ответов учащихся:
корабль спутник Космос луна ракета Солнце звезды космонавт
Так что же такое космос? Как связан человек с космосом? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, работая в центрах активности.
Повторим правила работы в центрах:
Желаю вам работать активно, сосредоточено, чтобы уложиться во времени. После каждой выполненной работы вы должны каждый оценить свою деятельность:
В вашем расположении:
И так, ребята, удачи вам.
Самостоятельная работа — 1 минута
Повторим правила работы в группах.
— Не перебивать друг друга
— Помогать друг другу
— Правила «трех», если
Задания по центрам в группах:
Цель: расширить знания детей, об окружающей среде, учить детей самостоятельно работать с учебником, учить самоанализу и анализу своей работы и товарища, умению слушать друг друга
Задания:
Прочитай материал учебника на стр 106–107 (Учебник: Познание мира, Алматы, «Атамура», 2004 г.)
Прочитай дополнительный материал (Большая энциклопедия «Почемучек», Москва «Росмэн», 2003 г. стр. 164–167)
Звезда — это гигантский раскаленный газовый шар, испускающий огромное количество энергии.
Солнце — небесное тело, расположенное в центре нашей солнечной системы. Это самая близкая к Земле звезда. Солнце имеет газообразную форму и состоит из раскаленных газов.
Устно ответь в парах на вопросы:
Запиши возникший у тебя вопрос:
Оцени свою работу в центре.
Цель: Обогатить знание детей о современных исследованиях Космоса, использование этих исследований в жизни человека.
Задания:
Прочитай параграф на стр. 108–110 (Учебник: Познание мира, Алматы, «Атамура», 2004 г.)
Прочитай дополнительный материал (Хрестоматия «Познание мира», Атамура, 2000 г., стр. 6–8,
Прочитай дополнительную литературу, В.Горьков, Ю.Авдеев, Космическая азбука, Москва «Детская литература», 1990 г., стр. 31, 33, 63).
Выполни следующие задания.
Ответь на вопросы:
Запиши возникший у тебя вопрос
Оцени свою работу в центре.
Цель: Развитие фонематического слуха и речи учащихся; обогащение словарного запаса;
Задания:
Оцени свою работу.
Цель: Развитие художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, творческих способностей, письменной и устной речи.
Задание: Ваша группа совершила путешествие в космос.
— Как назывался ваш экипаж?
— Что вы там видели? Обсудите в группе, что будете рисовать.
— Составьте послание (рисунок, лозунг, обращение и др) к другим мировым цивилизациям.
Прочти: Большая энциклопедия «Почемучек», Москва «Росмэн», 2003 г. стр. 191
Ответь на вопросы:
— Получало ли человечество послания из Космоса?
— Какие послания были направлены в Космос человеком?
Оцени свою работу.
Контроль усвоения.
— Изучив материал о Космосе, можете ли вы дополнить наш кластер?
— Что вы можете сказать о взаимосвязях человека и космоса?
— Ответьте на вопросы теста:
1. Какое из слов не название планеты?
2. В какой их этих республик находится космодром Байконур
3. В каком году человек полетел в космос?
4. Сколько планет в Солнечной системе?
5. Человек какой страны первым ходил по лунной поверхности?
6. Кто был первым казахским космонавтом?
Рефлексия. Проверьте по ключу свои ответы. (ключ написан на обратной стороне доски) с последующим оцениванием работы на уроке.
1. Познание мира страница 106-110, хрестоматия страница 6–8.
2. Составьте интересный вопрос для игры
3. Напишите эссе по теме «Космос» или составьте кроссворд.