Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Преподавание истории и общественно-политических дисциплин в условиях образования ориентированного на результат

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Чернова Татьяна Валерьевна учитель истории и социально-политических дисциплин I категории, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района, Карагандинской области, педагогический стаж 21 год

Чернова Татьяна Валерьевна

Система среднего образования Республики Казахстан стоит накануне важнейших изменений: в ближайшем будущем предстоит переход средней общеобразовательной школы на 12-летнее обучение. В связи с этим идея инновационного развития становиться узловым моментом новой образовательной парадигмы. Она должна включать в себя следующие аспекты:

  •  постоянное развитие образования на основе разрешения актуальных проблем в соответствии с изменениями развивающегося общества;
  •  превращение образования в механизм развития личности, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире;
  •  понимание образования как действенного фактора развития общества.

Сегодня, живя в начале нового века, мы понимаем, что 20 век — это своего рода феномен в истории развития человечества, так как именно в 20 веке произошли глобальные инновации во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Не избежала этой участи и система образования. В конце столетия пришел в действие механизм саморазвития школы, источник которого — творческая инновационная деятельность. А это значит, что на смену традиционному обучению пришло инновационное обучение, которое требует по своей сути создание нового типа учебно — воспитательного процесса, создающего условия для раскрепощения личности учащегося и учителя. Принципиальное отличие инновационного обучения от традиционного заключается в переориентации смысла и порядка всего учебно-воспитательного процесса. Ведущая роль на всех этапах учения принадлежит творческой и продуктивной деятельности учащихся под мудрым и ненавязчивым руководством старшего партнера и консультанта в лице учителя. Решение творческих задач в сотрудничестве с учителем изменяет психологическую структуру учебно-воспитательной ситуации в целом, и способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступает как показатель высшей развитой формы самоорганизации.

В настоящее время роль теории в образовании возрастает, стало возможным существование и использование в реальных условиях различных педагогических теорий. Они рассматриваются как инструмент в руках учителя, для проектирования и использования в свой профессиональной деятельности новых технологий обучения.

Практика показывает, что связь в учебно-воспитательном процессе между теорией и практикой осуществляется посредством педагогического проектирования по следующей цепочке: педагогическая теория — методика — технология обучения — педагогическая практика. Как видим, между теорией и педагогической практикой находятся две взаимосвязанные структуры — методика обучения и технология обучения, которые являются важнейшей составляющей профессиональной деятельности учителя.

Проблема чему учить и как учить подрастающее поколение на протяжении веков была предметом острой теоретической и идейно-политической борьбы, так как от ее решения зависит уровень культуры народа его благосостояния, готовность молодежи к самостоятельной жизни, к труду.

В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года говориться, что «... система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития Казахстана». Там же говориться, что целью образования является «Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Поэтому содержание и методики преподавания общественных дисциплин должны быть направлены на такое развитие личности выпускников школы, которое позволило бы им быстрее адаптироваться в социуме. Найти свое место в мире бизнеса, быть конкурентоспособным, стать патриотом и гражданином Республики Казахстан.

По нашему мнению учитель — профессионал должен не только знать основные положения дидактики, владеть методикой преподавания школьного предмета, но и умело использовать на практике передовой педагогический опыт, к числу которых, несомненно, относятся и новые технологии обучения. Только тогда мы можем говорить о высоком уровне профессионализма учителя и его педагогическом мастерстве.

На наш взгляд в условиях нашей средней общеобразовательной школы уместно и эффективно применять технологию развивающего обучения, которая предполагает конструирование школьного предмета как систему учебных задач, которые последовательно решаются самими учащимися в процессе учебной деятельности.

Преимущество данной системы в том, что она эффективно воздействует на развитие аналитических, исследовательских, умственных и речевых навыков школьников, положительно мотивирует их на активизацию мыслительной деятельности, актуализирует сам предмет, как объект исследования. Кроме того, применение системы развивающего обучения позволяет учителю успешно сочетать в своей практике различные методы, приемы и технологии обучения, которыми богата современная школьная дидактика. Из своего опыта работы могу привести пример параллельного применения мной элементов технологий модульного, дифференцированного, интерактивного обучения, программы «Дебаты», а также других методов, использование которых зависит от целей и задач учебного блока или конкретного урока.

Дидактической основой своих уроков я определяю непосредственно поисковую и исследовательскую деятельность самих учеников, которая выражается в большем объеме работы по самостоятельному изучению нового материала, приобретению навыков аналитической деятельности, умений систематизировать учебную информацию от общего к частному, то частного к общему, выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, грамотно формулировать вопросы по всем уровням сложности. Данная система работы позволяет учащимся самостоятельно решать не только учебные задачи, но и реализовывать познавательные мотивы и удовлетворять свои познавательные потребности в процессе урока.

При определении целей своих уроков я ориентируюсь на так называемый эталон обучения, планируемый в соответствии с нормативными требованиями стандартов, обязательный для достижения результат учебной деятельности учителя и учащихся. Такой эталон составляется мной на каждый раздел или учебный блок, а также на каждый урок и формулируется по трем видам целепологания. Но в отличие от традиционного, он ориентируется не на действие учителя, а на конечный результат взаимодействия «учитель — учащийся». Например, учебная цель урока формулируется со слова «знать», развивающая — «уметь», воспитательная соответственно «воспитывать». Каждый учебный блок и каждый урок начинается с формулировки эталона обучения и завершается обязательной рефлексией его достижения учащимися.

Методический потенциал своих уроков я обогащаю использованием элементов дебатной технологии, которая позволяет учащимся подходить к изучаемому материалу критически и с различных позиций, в том числе и противоположных. Это формирует у них не только самостоятельный взгляд и активную позицию, но и помогает вырабатывать навыки и умения ведения конструктивной полемики и диалога. Учащиеся с интересом могут дебатировать по определенным заранее правилам по любой программной теме. Например, по программе дебатов К. Поппера такими темами могут быть: «Присоединение младшего жуза к Росси имело позитивные (негативное) последствия» или «Методы освоения целинных земель Казахстана в 50-е годы 20 века были оправданы (неоправданны)» и т. д.

Еще один немаловажный дидактический инструмент, используемый мной на уроках это разноуровневые вопросы и задания. Все вопросы и задания я подразделяю на три уровня сложности.

Первый уровень — это вопросы и задания событийные (что или, какое событие произошло?); топонимические (где имело место, какой город страна?); хронологические (когда?); личностные (кто? о ком?).

Второй уровень — это вопросы и задания: причинные (как, каким образом, почему, по какой причине и т. п.); следственные (каково значение, какие итоги, последствия т. п.); характеризующие и описательные (охарактеризуйте, опишите).

Третий уровень — это вопросы и задания: сравнительные (выявите общее, выявите особенное); на доказательство (докажите, обоснуйте): на анализ и оценку (оцените, сформулируйте свое мнение, выявите позитивное и негативное).

Эталон обучения определяется не только умением учащегося находить ответы на любой из таких вопросов, но также и способность грамотно и правильно формулировать таковые. По этому в ходе каждого урока учащиеся работают не только по поиску ответов. Но и по формулировке вопросов и заданий всех или некоторых уровней. Что одновременно служит и мотивационным и развивающим и взаимокоррекционным средством.

То, что игра — это хороший дидактический инструмент, знает любой педагог. Развивающее обучение дает возможность на уроках истории реализовывать различные интеллектуальные игровые проекты, и новые, и уже известные. Например, этап актуализации ЗУН учащихся по пройденной теме, организованный в форме игры в «Интеллектуальные олимпиады» или «Умники и умницы» всегда воспринимается учащимися с большим интересом. Дети сами с удовольствием готовят вопросы «или-или», вопросы по трем подсказкам, вопросы по ключевым словам, вопросы «да — нет» по историческим личностям, событиям, устные задания по типу «Найдите ошибки в предложениях» и т. д.

Развитие общей интеллектуальной или предметной одаренности и творческих способностей, учащихся на уроках истории, я осуществляю посредством творческих заданий самих учащихся. В течение учебного года учащийся по своему выбору может выполнить различные творческие и исследовательские проекты (доклады, рефераты, сообщения, кроссворды, исторические головоломки, чайнворды, занимательные вопросы и т. д.), защитить их в классе, а в конце года представить их в отдельной творческой папке. Наличие таких творческих папок мотивирует учащихся к самостоятельной, познавательной и творческой активности, к разумной, развивающей конкуренции и вместе с тем помогает учителю постоянно пополнять иллюстративный и дидактический материал, способствует формированию условий реального сотворчества педагога и детей, самоактуализирует личность учащегося.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы:

1. Государственная политика в сфере образования должна признать приоритетность образования, необходимость всемерного повышения престижа образования в обществе, его системного, финансового, материально-технического, кадрового, правового, научно-методического и информационного обеспечения.

2. Педагогические вузы должны готовить будущего учителя к инновационной деятельности, создавать условия для формирования учителя — новатора как творческой личности с соответствующим стилем мышления.

3. Педагогические коллективы средних школ должны внедрять такие педагогические технологии, в основе которых лежит личностно-деятельный подход, опирающийся на интегрированный принцип единства личности, психики, сознания и деятельности, являющийся основополагающим дидактическим принципом, определяющим развитие критического, творческого мышления, умения разрешать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе, раскрывать свои потенциальные природные возможности.

Список литературы:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998.
2. Артамонова Е. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях модернизации. / История Казахстана: преподавание в школе 2, 2008.
3. Трунова Е. Игра как средство интерактивного обучения. / История Казахстана: преподавание в школе 5, 2007.
4. Зарифова М. Инновационные педагогические технологии./ История Казахстана: преподавание в школе 11, 2007.

Категория: