Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Поговорим о трудности учения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Марцинкевич Татьяна Валерьевна, психолог, КГУ «Ильичевская средняя школа, СКО, Тайыншинский район, с. Ильич

Марцинкевич Татьяна Валерьевна
 

Гений — это один талант и девяносто девять процентов труда.
Томас Эдисон

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости.

В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это — прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи.

Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Поступление в школу — ответственный момент в жизни ребенка. Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить домашнее задание, помочь товарищу.

Таким образом, с первого дня поступления в школу отношения ребенка с окружающими регулируются принципом обязательности. Расширяется круг обязанностей. Хорошо учиться — это долг не только перед родителями, но и перед классом, перед школой, перед самим собой.

Для ребенка положение ученика — новый социальный статус личности.

В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга, — у старшеклассников. В первые годы школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.

За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработка бумаги, ткани).

Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах. Учебная деятельность в среднем и старшем звене требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладываются основы мировоззрения.

В процессе обучения большую роль играют познавательные аспекты, такие как: память, внимание и мышление.

Память — как психологический аспект

В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе.

После того как его действие уже прекратилось. Память психологическая функция состоит из трех звеньев:

  • Запоминание (или фиксация) воспринятой информации;
  • Хранение и извлечение того, что храниться в виде воспроизведения (при отсутствии запоминаемого материала);
  • Узнавание (узнавание требует меньше усилий со стороны человека).

Первое звено памяти — это запоминание — бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном запоминании есть специальная задача запомнить для того, чтобы впоследствии воспроизвести, то есть сохранить определенную информацию в определенном виде. Запоминая, важно ориентировать себя на требования воспроизведения (когда, в каком виде, где и что конкретно придется вспомнить). Часто выполнение этой нехитрой операции помогает улучшить работу по запоминанию. Например, это одна из причин прекрасных ответов на экзаменах и мгновенное забывание материала после него.

Непроизвольное запоминание не определяется специальной задачей запомнить, чтобы потом воспроизвести (примером может служить песня, которую вы напеваете весь день, услышав ее накануне). Ряд факторов способствует лучшему или худшему запоминанию материала. Лучше запоминается то, что является целью или предметом деятельности. Доказано, что интеллектуальная работа с материалом, который надо запомнить, помогает прочно и на длительный срок его запомнить. Поэтому лучше воспроизвести эту информацию, изобразить в виде чертежей или схем, составить план, вспомнить ранее изученный материал, попытаться записать формулы или знаменательные даты. Проделав это, вы заметите, что эффективность запоминания возросла. Хорошо запоминается то, что вызвало какие-то затруднения в ходе деятельности, например (ученик помнит то, что ему мешало опоздать на урок).

Произвольное и непроизвольное запоминание зависит и от внешних характеристик и особенностей информации: лучше запоминается все необычное, неожиданное, яркое.
Еще одна составляющая, которая определяет качество запоминания и эффективность воспроизведения. Это — мотивация. Мотив или мотивация — это то, что побуждает совершать те или иные поступки. Мотивы запоминания могут быть разными. Например, чтобы успешно сдать экзамен, необходимо в течение года усердно заниматься. Таким образом, запоминая материал, нужно подумать для чего это вам нужно. Поэтому можно говорить, что с проблемой мотивации связана проблема интереса к материалу запоминания. Многие дети с трудом запоминают иностранные слова, правила, формулы, но очень легко запоминают название песен, марки автомобилей и т. д.

У ребенка непроизвольное запоминание предшествует произвольному, на нем основаны формирование его навыков, словаря, речи. Поэтому ведущая роль принадлежи игре, включая игровые моменты на уроках с младшими школьниками, учитель тем самым побуждает детей к лучшему запоминанию учебного материала.

Процессы памяти можно разделить на виды и с точки зрения их так называемой модальности.

Здесь выделяют различные типы памяти: зрительную, слуховую, зрительно-слуховую, зрительно-слухово-моторную. Важно отметить, что редко у какого человека все виды памяти по признаку модальности (зрительная, слуховая и т. д.) развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить какая память у каждого ребенка. Успешность обучения может быть напрямую связана с этой проблемой. Ребенок — визуал с трудом будет воспринимать информацию, если она представляется только на слух, так как не может воспринять и запомнить ее на слух. Ребенок — аудиал (развита слуховая модальность), наоборот, будет испытывать затруднения, не услышав информацию. Поэтому, можно посоветовать учащимся, развивать остальные типы памяти. У каждого человека есть свои способы развития памяти, поэтому нужно изучить собственную память, понять ее и в дальнейшем продолжать ее развитие.

Внимание — как психологический аспект

Говоря о памяти, нельзя не сказать о таком процессе, как внимание.

Внимание — это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Поэтому, если мы как можно раньше начнем развивать внимание, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность. У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства. Ведь прежде, чем запомнить что-либо (произвольно или непроизвольно) надо обратить на это внимание
(тоже произвольно или непроизвольно).

У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками.

Следующее свойство внимания — распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время.

Научить ребенка делать несколько дел сразу — задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает ребенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. А все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а это они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. А есть дети, у которых уже распределено внимание, они эти действия держат в голове.

Еще одно свойство внимания — устойчивость или неустойчивость. Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы.

Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание

может задерживаться не долго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Переутомление возникает не только у младших школьников, но и у старшеклассников. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого — к сложному, от знакомого — к неизвестному.

Мышление — как психологический аспект

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового.

Человеческое мышление неразрывно связано с речью. Поэтому существует три вида мышления.

  • Наглядно-действенное;
  • Наглядно-образное;
  • Отвлеченное.

Чем лучше развита речь у ребенка и логика, тем лучше развито мышление.

Логика изучает логические формы мышления — понятия, суждения и умозаключения.
Чтобы выяснить трудности, которые испытывает ребенок в процессе обучения, актуально провести анкетирование учащихся и родителей.

Что в школе мешает тебе хорошо учиться?

А) Скучные уроки;
Б) Грубое отношение учителей;
В) Враждебное отношение к тебе одноклассников;
Г) Отсутствие порядка и дисциплины;
Д) Отсутствие свободы и самостоятельности;
Е) Нет интересных дел;
Ж) Частые пропуски по болезни;
З) Часто устаю на уроке;
И) Болит голова или живот;

Что в самом деле не дает тебе хорошо учиться?

А) Не всегда понимаю новый материал;
Б) Не могу применить свои знания на практике;
В) Плохая память;
Г) Нет достаточного трудолюбия и терпения;
Д) Не умею организовать свои занятия;
Е) Не хватает времени;
Ж) Мешает болезнь;
З) Не могу долго быть внимательным;
К) Одиночество;

В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?

А) Хочу научиться правильно организовать свой день;
Б) Хочу знать свои способности и возможности;
В) Хочу преодолеть трудности в учении;
Г) Хочу научиться какому-то полезному делу;
Д) Хочу заниматься в кружках, секциях;
Е) Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов.

Анкетирование родителей

1. Изучение какого предмета является для ребенка самым трудным?
2. С чем связаны учебные трудности ребенка по данному предмету?
3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?
4. Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?
5. Насколько была эффективна помощь учителя?
6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?
7. Как осуществляете контроль учебной деятельности?

Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребенка.

Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающего поколения.

Используемая литература:

1. Н. И. Дереклеева Новые родительские собрания. Москва «ВАКО» — 2008 г.
2. В. В. Богословский Общая психология. Москва «Просвещение» — 1981 г.

Категория: