Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Поговорим о насущном

 

Литер

За месяц до начала учебного года в Казахстане вновь поднимаются вопросы о качестве системы образования. Педагоги среднего звена вновь призывают чиновников от образования между реализацией крупномасштабных проектов обратить внимание на злободневные проблемы, которые переходят из года в год и никак не найдут решения.

Поговорим о насущном | Фото с сайта www.shchyolkovo.ru

В частности, необходимо всерьез заняться спасением таких школьных дисциплин, как физика, химия, математика и физкультура, и очистить школьную программу от ряда ненужных предметов. В свою очередь эксперты в области высшего образования, составляя в очередной раз рейтинги казахстанских вузов по критерию «Справедливая цена», пришли к выводу, что по-прежнему не во всех вузах качество образования соизмеримо с его стоимостью. Более того, Казахстану в ближайшие годы грозит дефицит абитуриентов. В связи с этим необходимо сократить число вузов по стране. А нерешительность Министерства образования не способствует решению проблем.

Сегодня в государстве реализуется серия крупномасштабных проектов по развитию школьного образования. Среди них проект «Е-learning», который к 2020 году охватит 90 процентов школ. Продолжается работа по внедрению 12-летнего обучения. Отрабатываются новые государственные стандарты и программы образования, учебники и учебно-методические комплексы. Копилка учебников и учебно-методических пособий продолжает пополняться десятками новых экземпляров. Реализуется национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Продолжается строительство сети интеллектуальных школ. Но все же что-то обыденное и при этом очень важное упущено. Эти масштабные планы необходимо дополнить точечным реформированием. Например, убрать из школьной программы одни предметы и воскресить другие.

Такого мнения придерживается известный всему Казахстану заслуженный учитель СССР, лауреат независимой премии «Тарлан», учитель-новатор Архимед Искаков.

— Мы утратили в большей степени ту образовательную базу, которая нам была дана в советское время. Сегодня мы должны обучать детей получать знания. Однако в отечественной системе образования содержится большое количество предметов, которые, на мой взгляд, не имеют никакого отношения к образованию и воспитанию ребенка, — не в первый раз высказывает такую позицию Архимед Искаков.

В его «черный список» входят такие предметы, как начальная военная подготовка (НВП), основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), половое воспитание школьников, основы финансовой грамотности.

— Мы тысячу раз доказывали, что НВП только наносит травму психике школьника. Мы против такого подражания американской системе образования, как предмет по половому воспитанию, который во многих школах вводится уже с первого класса. Наш менталитет не американский. Половое воспитание должно проводиться в определенном возрасте и в узком кругу семьи. Еще один предмет, который противоречит всем нормам качественного образования, — финансовая грамотность, которая дается в начальных классах. А попросту это бухучет. Также я против того, чтобы давать детям с раннего возраста предметы усиленно. Например, я слышал, что в Алматы входят в моду детские сады с математическим уклоном. Это перебор. Поверьте, вы не сделаете из ребенка гения. Но от такого большого количества математики ему будет тошно. Лучше сделать упор, например, на обучении языкам.

При этом, как подчеркивает педагог-новатор, есть предметы, которые постепенно отмирают.

— Еле живы математика и химия. Физика почти ушла. Именно эти предметы влияют на становление аналитического ума у школьников, — говорит он. — Зачем самим создавать учебники математики, физики, которые не выдерживают никакой критики? Ведь можно взять российский апробированный учебник или американский, в котором для одного класса предлагаются задачи десяти уровней сложности, в зависимости от возможности детей.

Особое внимание, по его мнению, нужно уделить такому предмету, как физическая культура. По непонятным причинам современные родители и даже многие педагоги считают, что этот предмет не несет в себе никакой пользы.

— Нужно поднимать физическую культуру. В этом мы и сейчас проигрываем многим странам. Наше безалаберное отношение к этому предмету привело к тому, что наши дети постоянно болеют. А если они и здоровы, то родители считают своим долгом взять справку об освобождении от физкультуры. Между тем за последние 15–20 лет школьники стали на 12 сантиметров ниже, чем европейские. Это очень серьезный показатель, — приводит Архимед Искаков такие аргументы.

К слову сказать, казахстанская молодежь, поддавшись инстинктам и вдохновившись успехами казахстанских спортсменов на ХХХ Олимпийских играх в Лондоне, готова самостоятельно повышать свою физическую культуру и формировать здоровое тело. Свидетельством тому является флешмоб «Массовые отжимания», прошедший недавно в Алматы, когда в определенное время участники акции вдруг упали на землю и принялись отжиматься, удивляя случайных прохожих и приглашая к участию. Молодые люди не просто отжимались от земли на кулаках или пальцах, но еще и пытались добавить изюминку в свои потуги, например, обменивались рукопожатиями и хлопали в такт друг другу. А вообще организаторы флешмоба надеются в скором будущем найти себе пристанище в городе — этакую площадку, где молодые люди могли бы собираться, как в старые добрые времена, и выполнять силовые упражнения.

Есть большая вероятность, что такая инициатива, исходящая снизу, будет поддержана некоторыми реформами сверху. Так, на днях государственное агентство Казахстана по делам спорта и физической культуры выступило с предложением ввести 50-процентную скидку для молодежи на посещение спортивно-развлекательных комплексов. «Данное предложение предлагается закрепить на законодательном уровне в рамках разрабатываемого проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики», — сообщает агентство «Интерфакс-Казахстан».

Однако народу хочется большего: чтобы в Казахстане открывались спортивные школы, чтобы при всех общеобразовательных средних школах действовали спортивные секции и получить разрешение на строительство бассейна было проще и быстрее, чтобы цены в спортивных комплексах были в несколько раз ниже, чтобы в каждом районе была спортивная площадка, футбольное поле. А пока доступ к спорту ограничен отсутствием инфраструктуры, а сами занятия спортом относятся к явлениям роскоши и доступны лишь избранным.

Алина Бекирова, Алматы

Категория: