Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обогащение словарного запаса учащихся как одно из условий совершенствования речи

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Логвиненко Елена Валерьевна учитель английского языка высшей категории НП ЦО «Лицей „Столичный“» Астана, Казахстан Логвиненко Е.В.

 

Одна из главных задач преподавания английского языка — это развитие речи учащихся, укрепление их речевых навыков и совершенствование умений точно передать свои мысли. Обогащение речи учащихся означает осознание оттенков лексических и грамматических значений слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сферы употребления.

 

Расширение лексического запаса учащихся является одной из основных задач преподавания английского языка в V–XI классах. Важность этой проблемы определяется тем, что речь школьников состоит из простых конструкций, лексика простая без стилистического окрашивания. Учащиеся с трудом подбирают слова для выражения своего мнения. Таким образом, лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности и она занимает первостепенное место на уроке и поэтому формирование лексических навыков должно стать приоритетным в работе учителя.

По окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой. Но необходимо различать термины «знать и употреблять слово».

Знать слово
Владеть словом
Ученик узнает иностранное слово, но не понимает его значения, и вспоминает его после раздумий.
  • При чтении ученик мгновенно узнает слово, осознает его значение.
  • При говорении ученик автоматически находит слово и сочетает его с другими словами.

Необходимо постоянно помнить, что главной целью является владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так: ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы. [6, с.77]

В понятие лексический навык входит:

  1. безошибочные действия по выбору лексической единицы адекватной замыслу;
  2. четкое определение значения лексической единицы;
  3. правильное сочетание её с другими единицами в речи в соответствии с заданной ситуацией, т. е. сочетание должно быть правильно не только грамматически, но и адекватно речевой задаче;
  4. соотнесение лексической единицы с синонимами и антонимами;
  5. овладение правилами конкретного словообразования [3, с.8]

Существует два слоя лексики:

  1. лексика, которую учащиеся активно используют при выполнении различных видов деятельности
  2. лексика, которую они узнают и понимают, а иногда просто догадываются.

Эти два слоя лексики составляют актуальный словарь учащегося и называются активным и пассивным. Активный словарь — это базовый набор лексических единиц, которые учащиеся должны знать и уметь воспроизводить в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письме). Пассивный словарь — это лексика, которую учащиеся должны понимать при аудировании и чтении, но не всегда использовать в речи на данном этапе обучения. [3, 45]

Согласно школьной программе по иностранным языкам определен объем лексики, которой каждый должен овладеть продуктивно и которую он должен свободно понимать при чтении, их количество колеблется от 540 до 1200 лексических единиц, в зависимости от уровня.

Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов.

  1. Представление (семантизация) лексических единиц
  2. Автоматизация лексики
  3. Совершенствование лексических навыков.

При введении (семантизации) лексики учитель может использовать разные методы и приемы, например переводные или беспереводные методы. Выбирая методы работы с лексикой, учитель должен обратить внимание на

  • — характер слова;
    — уровень обученности детей;
    — этап обучения.

Введение лексики может осуществляться различными способами, которые можно разделить на беспереводные и переводные способы введения.

К беспереводным способам относятся:

1) демонстрация предметов, действий, картинок, рисунков и др.;

2) при раскрытии значений слов на иностранном языке, могут использоваться: дефиниция, перечисление, синонимы или антонимы, контекстуальная догадка. Важным и очень ценным средством раскрытия значения слов является дефиниция. Это средство, во-первых, наиболее точно раскрывает значение и, во-вторых, тренирует учащихся в понимании речи со слуха. Однако толкование значений является достаточно сложным для преподавателя и подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у учащихся.

К переводным способам относятся:

1) замена слова, словосочетаний, соответствующим вариантом родного языка;

2) перевод

Беспереводные способы используются на начальном и среднем уровне, и помогают сделать урок интересным и мобильным. Такие виды упражнений помогают развивать догадку, увеличивать практику в языке, создавать опоры для запоминания. Однако, беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Переводные способы уместны в старшем звене, когда невозможно объяснить слово.

Введение слова. Слово может вводиться самостоятельно, а затем в предложении и тексте учащийся видит употребление слова. Количество слов за урок различно: от 7 до 20 слов в зависимости от трудностей и этапа обучения.

Этапы работы над лексикой:

  • а) произношение слова
    б) проверка правильности произношения
    в) коррекция обнаруженных ошибок;
    г) контроль понимания
    д) запись слова

Закрепление лексики.

На данном этапе учитель использует различные упражнения, такие как кроссворды, подобрать слова и дефиниции, заполнить пропущенные буквы, составить словосочетания, подобрать слово в предложение.

Активизация лексики — это завершающий этап работы над новыми словами. Для прочного усвоения лексики необходимо в среднем от 15 до 25 повторений. Основным способом активизации лексики является употребление ее в различных упражнениях, таких как диалоги, ролевые игры, письмо и проекты.

Упражнения и задания на формирование орфографического навыка

  • рифмовка слов
  • группировка слов на основе фонемных соответствий
  • вставить пропущенные буквы в словах.
  • закончить начатые слова.
  • найти ошибки в данных словах.
  • списать слова
  • словарный диктант

Упражнения на закрепление лексически

  • упражнения на заполнение пропусков
  • упражнения вопросы-ответы
  • переводные упражнения;
  • упражнения на сочетаемость из двух колонок и составление словосочетаний;
  • упражнения на подбор синонимов
  • упражнения на опознание слова в контексте.
  • придумать предложения с новыми словами

Контроль лексики

Контроль лексики является важной ступенью в активизации лексики. Контрольные работы составляются из определенного количества заданий. Первое задание — это узнать слово по дефиниции. Это задание способствует развитию не только лексического запаса, но развитие мыслительных процессов. К тому же, такие задания очень часто встречаются в олимпиадных заданиях. Второе и третье задание — это разные упражнения, которые тренируют память, логику, догадку и внимание. Последнее задание это перевод с русского на английский язык. Обучение элементам перевода очень важно и можно начинать на любом уровне. Это задание является достаточно сложным, так как требует умения владеть лексическими и грамматическими навыками.

Упражнения на активизацию лексики

  • заполни диалог словами
  • составь диалог по образцу
  • составь мини-рассказ из данных слов
  • пересказ, с использованием изученной лексики
  • драматизация
  • сочинения
  • письмо
  • проекты

Таким образом, можно сделать вывод, что работа над лексикой занимает первостепенное место в языку, так как является основой языка и от владения словом зависят все остальные навыки, а именно читать и понимать текст, навык аудирования, навык говорения и письма.

Вариант словарного теста к учебнику «New Opportunities» Elementary

Vocabulary Test 1

I. Guess the correct meaning of the word.

  1. a business or place where you can buy things
  2. a small restaurant where you can buy drinks and simple meals
  3. а building in which goods are produced
  4. а building for keeping a car
  5. а very large shop that sells food and other things
  6. Someone who owns or works in a shop that sells meat
  7. Someone who is good at repairing cars and other vehicles
  8. Someone whose job is to do work at the company or other organizations
  9. Someone who prepares and cooks food
  10. Someone whо looks after young children while their parents are at work

II. Match the words that go together.

Do, get up, go, have, listen to, play, read, ride, watch, collect, paint, take

To bed, early/late, a book, breakfast, CDs, chess, a computer game, dinner, home, the housework, lunch, a motorbike, the radio, to school, a shower, television, tennis, pictures, magazines, photos, diving, the guitar

III. Put the letters in the correct order to make Sports and Hobbies words.

  1. givdin
  2. olvbelylal
  3. diwnrsungfi
  4. apntigin
  5. tophoghyrpa

IV. Translate from Russian into English

1.Я живу с моими друзьями в квартире. 2. Я няня. 3. Я ухаживаю за ребенком по имени Джошуа. 4. Он из Лондона, но сейчас живет в Манчестере. 5.Он менеджер на фабрике одежды. 6. Рабочие не любят его. 7. Они думают, что он очень строгий. 8. Он кричит на них все время. 9. Рой женат на Хэлен. 10. Они владеют кафе на улице. 11. Они отдыхают в палатках раз или дважды в год. 12. Клэр также убирает, гладит, и делает покупки каждый день. 13. Я работаю на фабрике, а мой муж управляет нашим кафе. 14. Я играю в теннис и в пляжный волейбол. 15. Мой друг занимается нырянием и виндсерфингом. 16. Мое хобби — фотографирование. и я делаю фотографии людей и животных. 17. Она рисует картины сельской местности и также играет на гитаре.

Список литературы

  1. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов.
  2. Бронштейн И. В. Использование дефиниций как один из способов работы над лексикой [Текст] / И. В. Бронштейн // ИЯШ. — 1991. — № 5. — с. 107–110.
  3. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку [Текст]: пособие для учителей России. — Oxford University Press, 1997.
  4. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. М.,2006.
  5. Кузнецова Т. М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой)//ИЯШ5/91, стр. 88–94
  6. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  7. Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson Education.
  8. New Opportunities Elementary, Student’s Book. Pearson Education
Категория: