Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок правоведения в 10 классе «Права и обязанности родителей»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.

 

Цель урока: с морально-правовой позиции рассмотреть права и обязанности родителей и детей.

 

Оборудование: доска магнитная, интерактивная доска (экран), раздаточный материал. (В течение всего урока на экране заставка — счастливая семья)

Разминка

Пожать соседу руку и сказать комплимент.

Опрос «Данетка»

Каждый ученик получает карточку с 10 вопросами и 2 карточки со словами «да», «нет». Учитель называет вопрос, ученики показывают карточку с ответом. Неправильно ответивший ученик должен исправить свою ошибку. Либо это делает любой другой ученик. (Возможен письменный опрос по этой же карточке).

Данетка

  1. Гражданин РК может быть объявлен судом умершим, если сведений о нем не было в течение 5 лет.
  2. Для расторжения брака в органах ЗАГСа необходимо отсутствие несовершеннолетних детей.
  3. Брачный договор может быть заключен в любое время в период брака.
  4. Заключение брака разрешается по доверенности.
  5. Фиктивный брак — это брак по расчету.
  6. Супруга вправе оставить за собой фамилию бывшего супруга, даже если он этого не желает.
  7. Брак может быть заключен между близкими родственниками.
  8. В случае явки супруга, объявленного умершим, прекращенный брак автоматически не восстанавливается.
  9. Брачный возраст в РК может быть снижен до 15 лет.
  10. В гражданском браке законом регулируются только обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей.

Изучение нового материала

Учитель: В семье рано или поздно появляются дети. И тогда супруги уже не просто супруги, а мать и отец. Необходимо в органах ЗАГСа зарегистрировать нового гражданина. В свидетельстве о рождении есть две графы: отец и мать. Кто является матерью определить легко: наличие беременности, роды, справка из родильного отделения о рождении ребенка. А вот с отцовством сложнее. Если брак зарегистрирован, существует презумпция отцовства. Отец — муж матери ребенка. И остается таковым еще в течение 270 дней, даже, если брак расторгнут. Если брак не зарегистрирован, либо мужчина добровольно признает себя отцом, либо экспертиза (ДНК). На это необходимо решение суда. (Возможно чтение пункта из параграфа 21)

Когда отец и мать определены, супруги получают статус родителей. А, следовательно, у них появляются права и обязанности по отношению к ребенку. Каковы же права и обязанности родителей? (звучит фрагмент «Песенки родителей» муз. О. Фельцмана сл. Р. Рождественского)

Два ученика или один вызываются к доске.

Задание: из положений определить, какие — права, а какие — обязанности. Разнести карточки под заголовки «Права» «Обязанности».

  • Прививать ЗОЖ
  • Заботиться о здоровье детей обеспечить получение среднего образования
  • Защищать интересы детей
  • Осуществлять надзор за детьми
  • Учить жить в обществе
  • Выбрать учебное заведение
  • Формировать личность
  • Воспитывать с учетом национальных обычаев и традиций

Учитель: Все остальные разбирают вопрос об имени родившегося гражданина. Решаем ситуацию на с.126 учебника.

Учитель: Проверим работу на доске.

  1. Согласны ли вы с тем, как разнесены положения?
  2. Обоснуйте свой ответ.

Возникает спорная ситуация. Учитель предлагает сравнить работу на доске с таблицей на экране. Ученики переносят таблицу в тетради.

Права и обязанности родителей

Родители обязаны
Родители вправе
Заботиться о здоровье детей: кормить, одевать, лечить, создавать нормальные условия для их жизни и развития Защищать интересы детей, личные и имущественные, определять их местожительство, гражданство
Обеспечить детям возможность получения среднего образования, а также профессии или специальности Выбрать по своему усмотрению, в соответствии со своими материальными возможностями и желанием, то или иное учебное заведение
Формировать личность детей на основе общечеловеческих ценностей, учить жить в обществе, уважать законы государства Воспитывать с учетом национальных обычаев и традиций

Учитель:

  1. Оба супруга равнозначны в выполнении прав и обязанностей?
  2. Если родители отклоняются от выполнения своих обязанностей по отношению к детям?

Учитель: В семье есть права только у родителей?
Каковы права ребенка? («Мозговой штурм»)

Работая с положениями из Закона РК о правах ребенка в Республике Казахстан, определите, какие свои права вы не знали, какие вызвали у вас вопросы. (На каждый стол раздается распечатка документа)

Из Закона РК о правах ребенка в Республике Казахстан

от 8 августа 2002 г.

Глава 3. Основные права и обязанности ребенка

Статья 8. Право ребенка на охрану здоровья

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья.

Статья 9. Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество, фамилию, национальность и гражданство.

Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни

Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей по возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством РК.

Статья 12. Право ребенка на необходимый уровень жизни

1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития

Статья 13. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законом. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий и других социальных выплат, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка.

2. Каждый ребенок в установленном законодательством порядке вправе самостоятельно или через своих законных представителей совершать сделки, иметь вклады в банках и распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами и объектами интеллектуальной собственности, приобретать и осуществлять иные имущественные права.

3. Каждый ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Статья 14. Право ребенка на жилище

Статья 15. Право ребенка на образование

1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе — бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством РК об образовании.

Статья 16. Право ребенка на свободу труда

1. Каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

2. Дети с 14-тилетнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном по состоянию здоровья и развитию, … а также имеют право на получение профессии.
Выполнение работ не должно нарушать процесс обучения.

Статья 19. Право ребенка на отдых и досуг

1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям.

Статья 20. Обязанности ребенка

Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Идет обсуждение.

Учитель: Родители знают свои обязанности, не нарушают права детей. Однако некоторые дети не спешат домой после уроков или прогуливают занятия в школе, бродяжничают. Почему это происходит? («Мозговой штурм»)

Учитель: Значит, причина кроется в недостаточном или полном отсутствии внимания со стороны родителей. А как в нашей школе обстоят дела? Несколько учеников класса провели социологический опрос среди учащихся школы и пришли к следующим выводам. (на экране — диаграмма результатов опроса. Ученик анализирует результаты)

Анкета

  1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
  2. Советуешься ли ты с родителями по личным вопросам?
  3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
  4. Знают ли родители твоих друзей?
  5. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах? (уборка квартиры, ремонт и т. п.)
  6. Советуются ли родители с тобой при решении домашних проблем? (покупках чего-либо и т. п.)
  7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?
  8. Участвуешь ли ты в подготовке семейных праздников?
  9. Обсуждаешь ли ты с родителями телевизионные передачи, фильмы, прочитанные книги, события?
  10. Бываете ли вы вместе на выставках и концертах, в театрах и музеях?
  11. Участвуете ли вы вместе в прогулках и походах?
  12. Предпочитаете ли вы проводить выходные вместе с ними или нет?

Ответы: да или нет

Права и обязанности родителей

Учитель: Хорошо, если в семье царит взаимопонимание, родители и дети заботятся друг о друге. Великий наш педагог В. А. Сухомлинский в одной из статей, адресованной молодежи, рассказал быль.

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери — утром, у Белокосой — вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде… Вот для чего хочется жить.

— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

 

Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец Чернокосая мать спросила:

— Кем же стал твой сын?

— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

— А твой сын кем стал? — спросила Белокосая.

— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было — механизатором в колхозе, т. е. и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живем мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей — мальчик трех дет и девочка недавно родилась…

— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.

К Белокосой матери так никто и не пришел.

— У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы.

Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровая женщина». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком.» Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:

— Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… — и она заплакала.

— Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, — сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему и года не исполнилось. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это… Но я для него — родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Учитель: Как вы считаете, кто виноват в том, что сердце матери не выздоравливает. Какие обязанности есть у детей в отношении родителей?

Идет обсуждение.

Учитель: Часто люди сверяют свои поступки с Библией. Что говорит Библия об отношении между родителями и детьми, о воспитании детей. (Ученики получают распечатки с положениями из Библии из Книги притчей Соломоновых)

Книга Притчей Соломоновых

  • Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Притчи 22:6)
  • Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет. Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. (Пр. 23:13, 14)
  • Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. (Пр. 29:15)
  • Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. (Пр. 29:17)
  • Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (Пр. 19:18)
  • Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный. (Пр.19:26)
  • Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. (Пр. 15:20)
  • Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою; Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут хранить тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни. (Пр. 6:20–23)

Идет обсуждение.

Учитель: Таким образом, создав семью, став родителями, супруги приобретают права и обязанности по отношению к детям, которые тоже имеют права и обязанности перед родителями.

Подведение итогов, выставление оценок, дача домашнего задания.

Рефлексия

Категория: