Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

В Казахстане продолжается планомерная работа по укреплению статуса педагога

 

С первого дня независимости развитие образования, совершенствование человеческого капитала являются неизменным приоритетом государственной политики президента Республики Казахстан, Лидера Нации Н. Назарбаева.

В Казахстане продолжается планомерная работа по укреплению статуса педагога

Большое значение уделяется и вопросам укрепления статуса учителя. Ведь именно педагог изо дня в день воздействует на умы и сознание детей, формирует их отношение к жизни, государству. Учитель — это главная фигура системы образования, статус которого за последние несколько лет заметно возрос. Об этом и многом другом рассказал министр образования и науки РК академик Бакытжан Жумагулов.

— Бакытжан Турсынович, сейчас система образования Казахстана живет и действует в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. В данной программе заложено много новых механизмов в системе финансирования образования, его организации, воспитания молодежи и т. д. Есть и раздел о статусе педагога. Что, по вашему мнению, среди этих установок первично для школы, а что вторично?

— Слова президента «Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять грамотные решения» и «Образование — это ценность и основа успеха как отдельного человека, так и страны в целом» стали базовыми принципами формирования новой системы образования, которая будет эффективно содействовать продвижению Казахстана в число преуспевающих стран мира.

Принятие в прошлом году Госпрограммы развития образования до 2020 года стало новой точкой отсчета в реализации этого стратегического курса. И думаю, что все заложенные в ней механизмы первичны. Ведь за каждым из них стоят важнейшие задачи, которые существенно изменят лицо нашего образования. Но безусловным приоритетом в течение последних двух лет и на годы вперед стал статус педагога и связанное с ним качество образования — это ключевой момент нынешнего этапа.

По моему глубочайшему убеждению, педагог, учитель — ключевое звено и главная фигура всей системы образования. В первую очередь, именно от него зависит качество подготовки и воспитания молодежи в школе, профессионально-техническом образовании, вузах. А особенно развитие умения мыслить и умения учиться — в сегодняшнем мире это необходимо каждому в течение всей жизни.

Великий ученый-химикД. И. Менделеев говорил: «Школа составляет громадную силу, определяющую судьбу народов и государств». Я часто вспоминаю эти слова и знаю, что главная опора этой силы — Учитель. Поэтому эта профессия должна стать одной из самых уважаемых и престижных.

Для меня такая постановка вопроса — настоящий зов сердца. Наверное потому, что сам я начинал сельским учителем, многие годы отдал системе высшего образования и глубоко понимаю чаяния, заботы и надежды каждого педагога.

— Что за последний год конкретно сделано для повышения статуса учителей в плане их профессионализма?

— Здесь мы провели, наверное, революционные изменения. Кардинально пересмотрена система повышения квалификации действующих учителей.

Создан Национальный центр повышения квалификации педагогов — АО «€рлеу». В него вошли реорганизованные бывшие областные институты усовершенствования учителей и ИПК городов Астаны и Алматы. Созданы центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальных школах». Именно в этих новых организациях теперь будет происходить регулярное повышение мастерства казахстанских учителей.

Причем по совершенно новым программам и методикам, разработанным на основе самого передового мирового опыта. Обучение будет включать три этапа, по четыре недели каждый: аудиторное обучение «лицом к лицу», дистанционное онлайн-обучение и снова аудиторное обучение. В числе принципиальных новшеств, помимо серьезных сроков переподготовки, — обучение критическому мышлению, использованию информационно-коммуникационных технологий, постоянное исследование ученика, критериальное оценивание и т. д.

С 4 апреля этого года началась переподготовка по этой системе, и за предстоящие 5 лет мы планируем переподготовить до 50 процентов всего учительского корпуса страны.
Одновременно будет весомо повышена оплата труда. Мы уже приступаем к формированию системы независимого подтверждения квалификации учителей, и первые такие подходы будут введены для педагогов, прошедших повышение квалификации по новой системе. По окончании курсовой подготовки и после сдачи квалификационного экзамена педагогу будет вручаться сертификат, дающий право на дифференцированную надбавку к заработной плате. Учителя, получившие сертификат 3-го уровня, будут иметь 30 процентов доплаты, обладатели 2-го уровня — 70 процентов, 1-го уровня — 100 процентов от уровня их заработной платы. А это уже весьма серьезный стимул.

— А сохранится ли заработная плата слушателей на период обучения?

— Да, сохранится. А учителям, заменяющим педагогов, находящихся на курсах, будет дополнительно оплачиваться эта замена.

— Будет ли пересмотрена система подготовки будущих учителей непосредственно в педагогических вузах?

— Мы уже работаем над существенным повышением требований к педагогическим вузам, сократили число вузов, имеющих право на подготовку педагогов, увеличиваем стоимость гранта по педагогическим специальностям. Начали кардинальный пересмотр стандартов и программ обучения, по его завершении будем вводить независимую процедуру подтверждения квалификации, подобную той, о которой я говорил в разрезе переподготовки учителей.

Со временем введем и дополнительное испытание для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Его цель — определить уровень профессиональной пригодности: стремление работать с детьми, психологические и моральные установки и т. д.

— Сегодня очень мало фильмов об учителе. В годы независимости такие фильмы вообще не снимались. Сейчас нам лишь есть что вспомнить — «Первый учитель», «Доживем до понедельника», «Здравствуйте, Вера Сергеевна», «Плюмбум, или Опасная игра». Все эти картины пропитаны советской эпохой, а хотелось бы смотреть современные картины. Можно ли здесь поправить дело?

— Не только можно, но и крайне необходимо. Учитель — это одна из духовных основ общества, проводник из прошлого в будущее, обеспечивающий связь поколений. Это крайне сложная и ответственная роль. Но пока с болью могу сказать, что в общественном имидже учительства эта роль сейчас практически не отражается. И это совершенно недопустимо. Поэтому с прошедшего года министерство принципиально по-новому обратилось к решению данной проблемы. Мы привлекли авторитетных зарубежных специалистов и совместно разработали концепцию имиджевой работы министерства, это впервые за нашу историю, и во главе ее целей — именно статус и имидж учителя.

Мы уже развернули в СМИ активную пропаганду профессии педагога, передового опыта и достижений лучших учителей. Работаем с Министерством культуры и информации по вопросам освещения благородной миссии учителя в кино, на телевидении и культурных мероприятиях.
На новом уровне провели педагогический форум, куда пригласили родительскую общественность, неправительственный сектор, организовали I съезд учителей математики Казахстана, в этом году будем проводить съезд учителей биологии и химии. Главная цель таких форумов — резко повысить роль педагогов в обществе, в развитии всей системы образования.

На портале министерства мы создали «Книгу учительской славы», куда вносим информацию о ведущих учителях республики, их жизненном пути, достижениях. Это также новый механизм пропаганды наших лучших учителей и лучшего педагогического опыта.

Министерством проделана большая работа по повышению престижа конкурса на звание «Лучший учитель». Теперь размер награды обладателю этого звания на республиканском уровне установлен правительством на уровне 1000 МРП. Сегодня это почти 1,7 млн тенге — очень серьезная награда.

Запланирован и проводится целый ряд других мероприятий по повышению имиджа педагога — такую работу мы будем и дальше наращивать, и я считаю это одним из важнейших направлений для министерства.

— Многих родителей волнует то обстоятельство, что при приеме детей в первый класс гимназий или лицеев устраивают экзаменационные испытания. Разве эти учреждения не относятся к общеобразовательным школам? Нет ли здесь нарушений конституционных прав граждан?

— Этот вопрос давно назрел. 19 января 2012 года принято специальное постановление правительства № 127 «Об утверждении типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования».

Установлено, что при приеме в первый класс организаций начального образования экзамены, тестирование, зачеты, конкурсы не проводятся. Это относится к организациям любой формы собственности и наименования. В том числе к общеобразовательным лицеям и гимназиям.

А вот если речь идет о специализированных организациях образования для одаренных детей, которые также могут именоваться школами, лицеями и гимназиями, то прием туда производится на конкурсной основе. Содержание и форма проведения отбора учащихся определяется уставом организации.

Поясню, что такими организациями могут быть только те, которые реализуют специализированные учебные программы элитарного образования, направленные на углубленное освоение основ наук, культуры, искусства, спорта, а также военного дела. И эти учебные программы должны быть обязательно утверждены Министерством образования и науки.

— Многие учителя занимаются репетиторством, особенно в период подготовки выпускников к сдаче ЕНТ. Они получают доходы, не платят налоги государству. То есть нарушают закон. Что вы можете сказать по данному вопросу?

— Самое главное, по моему мнению, что такая дополнительная работа наших учителей востребована обществом и ведет к повышению уровня знаний молодежи. Поэтому ее надо не запрещать, а ценить и поддерживать. В данном вопросе мы пошли навстречу педагогам и инициировали включение в закон «Об образовании» новой статьи об индивидуальной педагогической деятельности. Теперь любой учитель может в местном исполнительном органе приобрести соответствующий патент индивидуального предпринимателя и заниматься репетиторством на совершенно законных основаниях.

— Более половины школ в Казахстане являются малокомплектными. Учитель, работающий в МКШ, должен иметь специальную подготовку, потому что он ведет одновременно несколько учебных предметов для учащихся разных классов. Как сегодня ведется подготовка учителей для МКШ?

— Учителя малокомплектных школ являются средоточием нашей особой заботы, работа у них нелегкая и очень ответственная. Поэтому мы создали Республиканский центр развития МКШ на базе Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, который будет заниматься соответствующей методологией. Уже разработаны специальные программы повышения квалификации учителей, работающих в условиях МКШ, ориентированные на обучение слушателей эффективному преподаванию в смешанных по возрасту группах — это своя специфика. Так что учителя МКШ будут пользоваться особой поддержкой и вниманием.

— Не секрет, что в школах сегодня мы сталкиваемся с поборами, коррупционными действиями, оскорблениями учителей. В городе Алматы был даже факт избиения учителя родственниками ученицы. Все это сильно роняет престиж и школы, и учителей. Как с подобными ситуациями борется ваше ведомство?

— Поборы в школах считаю недопустимыми, даже под самыми «благовидными» предлогами, это попросту противозаконно. И каждый такой случай должен получать адекватную реакцию местных исполнительных органов.

Не останется в стороне и Министерство образования и науки. В этом деле мы будем использовать принципиально новый механизм — введенную с прошлого года по поручению президента страны Н. Назарбаева централизованную вертикаль контроля качества образования. В областях уже приступили к работе соответствующие территориальные департаменты комитета по контролю в сфере образования МОН РК.

Перед ними поставлена главная задача — обеспечить эффективную обратную связь с местными исполнительными органами и организациями образования, чтобы эффективно контролировать качество обучения, совершенствовать его содержание и методы, поддерживать профессионализм педагогов.

Есть и еще один новый механизм решения таких проблем. Это школьные попечительские советы, которые пока еще используются, откровенно говоря, крайне неэффективно. А ведь в число их функций должен входить и контроль со стороны общества за деятельностью администрации, и важная часть антикоррупционной борьбы, и привлечение в школу дополнительных средств, естественно, на законных основаниях и с тщательным контролем их использования. Поэтому считаю, что работу попечительских советов надо максимально активизировать, и здесь очень большая роль и ответственность лежит на местных исполнительных органах.

Со своей стороны министерство будет обеспечивать законодательную поддержку, повышение и четкую фиксацию весомых полномочий попечительских советов. Первый опыт в этой сфере уже есть — в ведущих вузах созданы наблюдательные советы, которые получили зафиксированные в законе очень серьезные полномочия, вплоть до решения кадровых вопросов и распоряжения внебюджетными средствами. Будем продвигать такой подход и на все другие уровни образования.

Другая сторона медали — снижение авторитета педагога. Сейчас не так уж редки факты проявления надменности так называемой «золотой молодежи», пренебрежения к учителю, запугивания, вымогательства незаслуженно хороших оценок и т. д. Все это не умещается в голове. Ведь таким образом мы теряем главный источник знания и воспитания наших же детей — учителя, который становится перед нелегким выбором. Либо смириться и работать не по совести, либо принципиально уйти из школы. И то и другое означает страшный провал в воспитании и образовании нового поколения. Либо же дать отпор, но это нередко означает нарваться на оскорбления или даже, мягко говоря, физическое воздействие — избиение.

Тот факт, о котором вы говорите, на меня произвел просто ошеломляющее впечатление. Свою точку зрения на это я уже озвучивал, но сейчас повторю.

Считаю, избиение любого человека — это не случайный проступок, это преступление. Во все времена Учитель почитается как отец, как носитель души народа. Ему мы доверяем самое сокровенное — наше будущее, будущее наших детей. И поднять руку на такого человека — самое настоящее святотатство. Считаю, что необходимо всем обществом выработать механизмы защиты учителей от подобных действий. Поэтому мной дано поручение по всей вертикали органов образования держать данный случай в зоне особого внимания. И он будет на моем личном контроле.

И все мы вместе — органы государственного управления, педагогический корпус, родительская общественность, неправительственные организации и СМИ — должны стать единой стеной на защите чести и достоинства учителей, ведь за ними будущее нашей страны — новые поколения казахстанцев.

Беседовала Карина Кожаева, Астана

Источник: Литер

Категория: