Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по истории Казахстана о жизни и творчестве Магжана Жумабаева

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.

 

«Лишь песней можно тронуть душу
И целый мир заворожить»(М.Жумабаев «Соловей»)

 

 

9 класс

 

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Магжана Жумабаева.

Урок проводится с использованием интерактивных приемов — работа в малых группах. За неделю ученики получают творческое задание — узнать о Магжане Жумабаеве и познакомиться с его творчеством. Во время урока ученики делятся на группы и работают над созданием страницы журнала «Истоки».

1 группа — «Путь к волшебному миру поэзии» — биографическая страница.

2 группа — «Слову своему поклоняюсь» — поэтическая страница (творчество Магжана).

3 группа — «Я был буквально очарован…» — страница: современники и потомки о Магжане.

4 группа — Педагогические взгляды М. Жумабаева.

5 группа — Толковый словарь по произведениям М. Жумабаева.

После составления страниц, ученики защищают свою работу. И здесь уместно познакомить их с правилами поведения, взятыми из учебника Магжана «Педагогика».

«1. Рассматриваемый вопрос должен заинтересовать всех;
2. Участвующие не должны обижаться на противоречивые мнения;
3. Не должны смеяться над выступающими товарищами из-за неудачного слова или неумения высказать мысли;
4. Выступать должны не только бойкие на язык дети, но и все остальные. Учитель должен быть внимателен к этому»

Приводим пример одной из страниц журнала — «Толковый словарь по произведениям М.Жумабаева».

Внимание — это состояние человека, когда он на что-то во внешнем мире или на психологическое переживание души, на мысль, внутренние ощущения, на подвиг сосредоточивает свое сознание как бы в одну точку.

Игра — серьезное дело детей.

Личный опыт — пройденная дорога одного человека.

Мечта — мерило душ и честности.

Музыка — звуки, выходящие в определенном порядке — собирательные звуки.

Национальное воспитание — проверенная на многолетнем опыте, начиная с самых давних времен, протоптанная дорожка нации.

Сказка — необходимая вещь для детей.

Стыд — самое сильное наказание.

Фантазия — цветок жизни, основа, рождающая красоту.

Цель воспитания — сделать человека, его нацию, даже все человечество счастливым.

Шум — беспорядочно раздающиеся звуки.

Язык — переводчик души.

Завершающим аккордом на этом уроке является стихотворение М.Жумабаева «Огонь».

  • Я. Солнцем рожденный и Небом,
    Сияю, горю в вышине,
    Лишь Тенгри я повинуюсь,
    По огненной мчусь дуге.
    Слово мое искрится,
    В раскосых глазах — огонь,
    Я сам себе покланяюсь,
    Я огненно-красный конь.

Подведение итогов. Выставление оценок

Рекомендация. Урок можно провести совместно с учителем казахской литературы или казахского языка (бинарный урок), использовать интерактивную доску, презентации страниц, видеосюжет по г. Петропавловску о местах, связанных с Магжаном.
Возможно, материал урока использовать как внеклассное мероприятие.

Категория: