Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Казахский детский танец «Балдырган»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Хореограф ГККП я\с «Петушок» Нефедьева Н.А.

Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган» Казахский детский танец «Балдырган»

Цель: Познакомить детей с новыми элементами казахского националоного танца («арқан»); учить согласовывать движения с характером музыкального произведения. Продолжать развивать музыкально-ритмические чувства у детей. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к национальному искусству.

В танце участвует любое четное количество исполнителей.

Описание танца

Играется 6 тактов вступления.
Перед началом танца исполнители становятся парами справа за кулисами.
Мальчик правым мизинцем держится за левый мизинец девочки, руки опущены вниз.

Первая фигура

Играется мелодия (24 такта).

На 1–4 такты пары, исполняя движение № 1 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой), идут вдоль авансцены, смотря друг на друга.

  • 1 такт. Легким, плавным взмахом перевести руки вперед.
    2 такт. Руки перевести назад.
    3 такт. Снова вперед.
    4 такт. Назад.

К концу 4-го такта танцующие каждой пары, отведя руки назад, разъединяют их и поворачиваются лицом друг к другу.

На 5–8 такты мальчики скрещивают левые мизинцы с правыми мизинцами девочек, и все исполняют движение № 1 по кругу против хода часовой стрелки. При этом танцующие плавно размахивают руками, как на 1 — 4 такты (при переходе от 4-го к 5-му такту шаги не прерывать).

Вторая фигура

На 9–10 такты танцующие, повернувшись лицом к зрителям и глядя на них, исполняют движение № 2 с левой ноги. При этом соединенные мизинцы на 1 такт поднимают вверх, на 2 — опускают вниз.

На 11–12 такты все исполняют движение № 3, продвигаясь влево; соединенные руки согнуты в локтях и приподняты так, чтобы кисти были на уровне пояса.

На 13–16 такты девочки и мальчики, повернувшись лицом к зрителям, исполняют движение № 4 с правой ноги, продвигаясь вправо (положение рук и корпуса остается).

На 17–24 такты танцующие еще раз повторяют движения, исполняемые на 9–12 такты, продвигаясь по кругу против часовой стрелки (но не замыкая круг).

При этом ведущая пара выводит вереницу в линию вдоль задника сцены, и танцующие перестраиваются тройками.

Третья фигура

Играется припев (8 тактов). В каждой тройке — мальчик и девочки.

На 1–2 такты мальчик соединяет (скрещивает) правый мизинец с левым мизинцем девочки, стоящей справа (назовем ее первой девочкой), а левым мизинцем — правый мизинец девочки, стоящей слева (назовем ее второй девочкой).

Все легко и грациозно двигаются переменными шагами по кругу, переходя на место тройки, стоящей впереди.

На 3–8 такты каждая тройка исполняет следующее движение:

  • мальчик и вторая девочка (стоящая от него слева) поднимают соединенные руки вверх;
    первая девочка (стоящая от мальчика справа), не разъединяя руки с мальчиком, движется переменным шагом ко второй девочке и одновременно постепенно поворачивается влево. Подойдя к «воротцам» из соединенных рук мальчика и второй девочки, первая девочка, глядя на мальчика, проходит под соединенными руками и движется к своему месту. Мальчик поворачивается влево вслед за первой девочкой.

В конце 8 такта все оказываются на своих первоначальных местах, лицом к кругу — против часовой стрелки. Вторая девочка во время движения первой девочки исполняет переменный шаг.

Четвертая фигура

Играется 8 тактов припева.

На 1–2 такты «тройки» опять движутся вперед по кругу, меняясь местами.

На 3–7 такты повторяются движения 3 — 8 такта третьей фигуры, но теперь первая девочка танцует на месте, поднимая левую руку (соединенную с правой рукой мальчика), а вторая девочка посте пенно поворачивается направо и затем проходит (спиной) в образовавшиеся «воротца» из соединенных рук первой девочки и мальчика.

Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. К концу 8 такта все становятся на свои места, лицом к кругу против часовой стрелки.

Пятая фигура

Играется мелодия (24 такта).

На 1–2 такты «тройки», исполняя движение № 2, кружатся влево и затем становятся лицом к зрителям: первая «тройка» на авансцене, вторая и третья «тройки» на середине сцены, а четвертая в глубине сцены у задника.

На 3–8 такты в каждой «тройке» исполняется следующие движения: мальчик и девочка поднимают соединенные руки вверх «воротцами». Девочка сначала поворачивается под поднятой правой рукой мальчика на 360° влево, а затем, опустив руку (соединенную с правой рукой мальчика), проходит в «воротца» так же, как в первой фигуре. Мальчик поворачивается на месте так же, как в первой фигуре.

В конце 8 такта все оказываются в первоначальном положении.

На 9–12 такты «тройки» переменными шагами пробегают вперед, не меняя прежнего построения.

На 13–16 такты повторяются движения 3–8 тактов, но теперь вторая девочка поворачивается вправо на 360° под своей правой рукой и левой рукой мальчика, поднятыми вверх, а затем так же проходит в «воротца», как в первой фигуре танца.

Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. В конце 17–24 тактов все останавливаются первоначальном положении и исполняют «пристукивания» по 6-й позиции на месте.

Шестая фигура

Играется припев (8 тактов). Темп быстрее, чем во второй фигуре.

На 1–4 такты «тройки», движением № 2, поворачиваются на месте на 360° вправо.

На 5–8 такты повторяется проход в «воротца», как на 3 — 8 такты в первой фигуре.

В конце 8 такта все оказываются в первоначальном положении.

Седьмая фигура

Припев повторяется.

На 1–8 такты танцующие, подняв скрещенные мизинцы вверх, идут по кругу против часовой стрелки, затем перестраиваются полукругом в глубине сцены, поворачиваясь лицом к зрителям, и приседают на одно колено.

Восьмая фигура

Мелодия играется третий раз.

От группы отделяются солисты, которые исполняют произвольную комбинацию движений. Одного танцора сменяет другой, третий, они танцуют очень весело, задорно. Постепенно темп танца ускоряется.

Во время танца остальные исполнители наблюдают за ними, живо реагируют на каждое движение, возгласами, хлопками подзадоривают их.

На 1–4 такты первый солист движется по кругу подскоками, свободно размахивая руками, и в конце 4-го такта останавливается на середине полукруга лицом к зрителям.

На 5–8 такты исполняет движение № 5 (2 раза).

На 9–12 такты исполняет движение № 6 (2 раза).
В конце 12-го такта он подходит к одной из девочек и приглашает ее танцевать, одновременно на середину выходит первая солистка.

На 13–16 такты она исполняет движение № 7 (два раза).

На 17–19 такты — движение № 8 (два раза).

На 20–24 такты — движение № 9 (два раза). В конце 24 такта она приглашает второго солиста.

На 1–4 такты припева он исполняет движение № 10.

На 5–8 такты — движение № 11. В конце 8-го такта он приглашает вторую солистку.

На 1–4 такты припева она исполняет движение № 12.

На 5–8 такты исполняет движение № 13.

Девятая фигура

Мелодия исполняется четвертый раз.

На 1 такт танцующие держатся за правые мизинцы, левые руки опустив на пояс, затем делают два подскока, продвигаясь по кругу, против часовой стрелки.

При этом мальчик сначала делает подскок вперед на правой ноге, слегка отклоняя корпус назад, одновременно девочка делает подскок на левой ноге назад (правую, согнутую в колене, так же отводит назад), а корпус слегка наклоняет вперед. Затем мальчик делает подскок на левой ноге вперед, слегка наклонив корпус вперед, а девочка делает подскок на правой ноге назад, корпус слегка наклоняет назад.

На 2 такт танцующие, выпрямляясь в том же направлении, исполняют движение «переменный шаг с притопом» — мальчик с правой ноги, девочка с левой назад.

На 3 такт повторяется движение 1-го такта, но с другой ноги, потом наоборот.

На 4 такт повторяется движение 2-го такта, но с другой ноги — мальчик с левой ноги вперед, девочка с правой ноги назад.

На 5–8 такты повторяются движения, исполненные на 1–4 такты.

На 9–12 такты девочки и мальчики, держась за правые мизинцы, кружатся на месте вправо.

Десятая фигура

На 13–20 такты исполняется движение «аркан»: пары, держась правыми мизинцами, исполняют подскоки вперед по кругу (держась левой стороны). Встретившись с новым партнером, каждый танцующий скрещивает с ним левые мизинцы и идет по кругу, держась правой стороны. Следующему исполнителю, идущему навстречу, подают правый мизинец и т. д. (девочки идут влево по кругу, мальчики — вправо).

В конце последнего такта каждый исполнитель встречается со своим партнером.

На 21–24 такты пары на своих местах делают «пристукивание», поднимая руки вверх, и обходят друг друга.

Одиннадцатая фигура

Играется припев (8 тактов).

На 1–8 такты пары, начиная с левой ноги, бегут по кругу против часовой стрелки, затем пара за парой скрываются за кулисами.

Описание движений

Движение № I

Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» — шаг правой ногой вперед (мальчики делают шаг на каблук, девочки — на низкие полупальцы);
«и» — переступить на левую ногу, приставляя ее к правой;
«два» — небольшой шаг вперед правой ногой;
«и» — левую ногу отделить от пола и вытянуть вперед.
Движение повторяется, но с левой ноги.

Движение № 2

Исходное положение — танцующие скрещивают мизинцы, руки опущены.

1 такт. На счет «раз» — сделать шаг левой ногой вперед, перенеся на нее тяжесть тела, правую ногу оставить сзади на носке;
«два» — приставить правую ногу к пятке левой в 3-ю позицию.
2 такт. На счет «раз» — сделать правой ногой шаг назад, перенеся на нее тяжесть тела, левая нога остается впереди на носке;
«два» — приставить левую ногу к правой в 3-ю позицию;
3 такт. На счет «раз» — шаг вперед правой ногой, приставить к ней левую ногу;
«два» — шаг назад левой ногой, приставить к ней правую.

Движение № 3

Исходное положение — 3-я позиция ног.

1 такт. На счет «раз» — сделать маленький шаг влево левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела. Правая нога остается в стороне на носке;
«два» — правую ногу приставить к левой в естественную позицию и перенести на нее тяжесть тела.
2 такт. На счет «раз» — сделать второй маленький шаг левой ногой влево;
«два» — правую ногу приставить к левой. Тяжесть тела остается на левой ноге.

Движение повторяется, но с другой ноги.

Движение № 4

2 такт. На счет «раз» — повернув корпус вправо, сделать шаг правой ногой вправо и вперед. Тяжесть тела перенести на правую ногу. Левую ногу отделить от пола;
«два» — левую ногу перенести по воздуху вправо, впереди правой ноги.
3 такт. На счет «раз» — наступить на левую ногу, ставя ее впереди правой, тяжесть тела на левой ноге;
«два» — пауза.
4 такт. На счет «раз» — сделать шаг вправо правой ногой, пере- неся на нее тяжесть тела. Левую ногу отделить от пола;
«два» — левую ногу приставить к правой, тяжесть тела перенести на левую ногу.
5 такт. На счет «раз» — сделать шаг правой ногой вправо, перенеся на нее тяжесть тела;
«два» — приставить к правой ноге левую ногу, не перенося на нее тяжесть тела.

Движение повторяется, но с левой ноги.

Движение № 5

Руки разведены в стороны на уровне плеч.

1 такт. На счет «раз» — шаг левой ногой вперед с ударом ступни об пол;
«два» — прыжок вперед на ступню левой ноги и с приседанием на нее. Правую ногу, согнув в колене, отвести назад за левую ногу (перекрещивание) и поставить на низкие полупальцы (пятку опустить как можно ниже, но не касаясь пола), правую руку поднять по диагонали вверх, левую до уровня плеча.
2 такт. То же, что на 1-й такт, но с другой ноги (шаг вперед и прыжок на правой ноге, левую отвести назад).

Движение повторить.

Движение № 6

1такт. На счет «раз» — топнуть левой ногой;
«и» — топнуть правой ногой;
«два» — левой ногой;
«и» — пауза.
2 такт. На счет «раз» — низко присесть на обеих ногах, пятки отделить от пола, руками упереться в «два» — быстро с прыжка подняться вверх и опуститься на правую ногу, слегка присев на нее. Левая нога, согнутая в колене, остается в воздухе.
3 такт. На счет «раз» — сделать подскок на левой ноге, правую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнув в ладоши под коленом левой ноги, корпус повернуть налево;
«два» — руки опустить, левую ногу поставить рядом с правой.
4 такт. На счет «раз» — сделать подскок на левой ноге, правую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнув в ладоши под коленом правой ноги, корпус повернуть в исходное положение;
«два» — руки опустить, правую ногу поставить рядом с левой.

Движение № 7

На счет «раз» — сделать легкий прыжок на правой ноге немного назад, перенести на нее тяжесть тела, одновременно левую ногу слегка отделить от пола и вытянуть вперед, перекрещивая ею правую ногу;
«два» — легко перепрыгнуть на левую ногу, поставив ее рядом с правой и чуть согнув в колене, одновременно правую ногу вытянуть вперед чуть влево;
«три» — повернув колени внутрь, скользнуть на полступни вперед на низких полупальцах обеих ног;
«четыре» — повернув ноги на полупальцах в исходное положение, опуститься на ступни и слегка присесть.
Движение повторить с другой ноги.

Движение № 8

На счет «раз» — сделать легкий прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу приподнять вправо с согнутым ко- леном и поднятым носком;
«два» — сделать второй прыжок на правой ноге, одновременно левую ногу чуть отвести влево и затем от колена назад;
«три» — сделать два прыжка на полупальцах сначала левой, потом правой ноги;
«четыре» — сделать легкий прыжок на месте на полупальцах левой ноги.
Затем движение повторить с левой ноги.

Движение № 9

Исходное положение — ноги в 6-й позиции, колени полусогнуты. Правая рука открыта в сторону, левая — у корпуса.

На счет «раз» — легким прыжком повернуться вправо и приземлиться на обе ноги, ударив ступнями;
«два» — скользнув на полупальцах левой ноги, повернуться влево (колено левой ноги при этом резко вытянуть), одновременно правую ногу поднять влево (с прямым коленом), перекрещивая ею левую ногу;
«три» — сделать шаг вперед и влево на полупальцах правой ноги;
«четыре» — левую ногу, с повернутым вправо коленом, поставить на полупальцы к правой ноге, при этом слегка повернуться направо. Затем движение повторить.

Движение № 10

На счет «раз» — сделать подскок на правой ноге, левую, согнув в колене, отвести назад и повернуть коленом к колену правой ноги. Руки поднять вперед на уровне плеч. Корпус чуть-чуть наклонить вперед;
«два» — сделать второй подскок на правой ноге. Левую, согнув в колене, перевести вперед. Левую руку приподнять вверх.
1 такт. Исполняется так же, как 1-й такт, но с другой ноги.

Движение № 11

Исходное положение — 6-я позиция ног.

1 такт. На счет «раз» — низко присесть на полупальцах обеих ног. Руки поднять вверх и немного отвести в стороны;
«два» — прыжком подняться и, повернувшись слегка направо, встать на пятки обеих ног. Колени чуть согнуты.
2 такт. Движение повторить.

Движение № 12

1 такт. На счет «раз» — пятку левой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол. Правую ногу с согнутым коленом приподнять. При этом левую руку согнуть перед грудью так, чтобы кисть руки была немного ниже локтя, правую руку, слегка согнутую в локте, отвести назад;
«два-три» — выбивать дробь правой ногой; «три» — топнуть ступней правой ноги; «четыре» — топнуть ступней левой ноги.
2 такт. На счет «раз» — пятку правой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол. Левую ногу, с согнутым коленом, приподнять;
«два» — ударить пяткой левой ноги об пол и сейчас же приподнять ее;
«три» — топнуть всей ступней правой ноги; «четыре» — топнуть ступней левой ноги.
1 такт. На счет «раз» — сделать небольшой подскок на левой ноге и ударить об пол правой ногой;
«и» — сделать два коротких удара об пол правой и левой ногой (каждый удар делается на 1/16 такта); «два» -ударить об пол правой ногой; «и» — ударить об пол левой ногой.
2 такт. На счет «раз» — пауза;
«и» — сделать два удара об пол каблуком правой ноги. После второго удара правую ногу опустить на всю ступню. «два» — ударить об пол левой ногой; «и» — ударить об пол правой ногой.

Источник: СК ИПК ППК