Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Урок истории: «Происхождение человека»

 

Версия для печатиВерсия для печати
Туякова А.К.

учитель истории гимназии «БЭСТ»

г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Туякова А.К.


5 класс

Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о появлении, этапах развития человека.

Триединая дидактическая цель:

Образовательная — сформировать знания о происхождении человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной.

Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная — интерес к историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.

Сверхзадача — сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Проблема урока — В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

Методы:

  1. Словесный — рассказ;
  2. Наглядный — презентация;
  3. Приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»;
  4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: теория, эволюция, тотем, тотемизм, религиозная теория, космическая, радиационная, гоминид.

Тип урока: изучение нового материала

1. Презентация, включающая в себя иллюстративный материал, помогающий понять тему

2. Карточки с новыми терминами

3. Учебник «Рассказы по истории Казахстана».

Межпредметные связи: всемирная история, биология, география, литература, религиоведение.

Информационный блок: Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека?

Мотивационный блок: Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…. «

План урока

  1. Тотемизм
  2. Религиозная теория
  3. Эволюционная теория Ч. Дарвина
  4. Космическая теория
  5. Радиационная теория

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.

Деятельность учителя
Метод, на что направлен
Деятельность ученика
2. Подготовка к основному этапу занятий
2.1 Слайд № 2.
Информационный блок: Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека?
2.2. Слайд № 3 Мотивационный блок:
Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…. «
2.3. Целеполагание. В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?
Применение технологий критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи Анализ стихотворения
Ответ на поставленный вопрос
3. Усвоение новых знаний и способов действий
3.1 — Ребята, какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на вопрос урока: кто создал человека?
— Что изучают эти науки?
1. Словесный метод — беседа, направлена на выявления остаточных знаний у учащихся по предыдущим темам антропология, археология
3.2. Слайд № 4. Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека? 2. Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки Ответы на вопрос, работа с иллюстрацией
3.3. Cлайд № 5. работа в терминологических словарях.
Тотемизм — представления древних людей о том, что происхождение человека связано с животным или растительным миром
Развитие у учащихся зрительной памяти Работа с терминологическим справочником
3.4 Работа с учебником стр. 44. Прочитать Казахские легенды о создании мира (1, 2 абзац). Первый вариант пересказывает второму варианту
Запись в тетради
1. Теория — Тотемная
Развитие устной речи, памяти Пересказ 1, 2 абзаца
3.4 Слайд № 7 Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека? Эвристическая беседа.

Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки
Ответы на вопрос, работа с иллюстрацией
3.5. Работа с дополнительным материалом.
Найдите общие моменты в религии народов о происхождении человека.
Частично-поисковый метод, развивает умение находить причинно-следственные, аналитические способности, построение диаграмм Вена, умение анализировать и синтезировать информацию. Прочитать и проанализировать материал ответить на вопросы.
Запись в тетради — вторая теория — религиозная (Бог — чудотворец)   Запись в тетради
3.6 Работа с видеофрагментом. Развитие умения делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники Просмотреть видеосюжет и ответить на вопросы на листе.
Запись в тетради
Слайд № 8 Ч. Дарвин Эволюционная теория.

3.7. Работа с учебником стр. 45, прочитать второй абзац пункта Развитие учений о человеке в новое время. Второй вариант пересказывает первому.

Развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах. Работа с учебником.
3.8 Эвристическая беседа.
Слайд № 9
Космическая теория
Радиационная теория
  Запись в тетради
4. Первичная проверка понимания
4.1 Мы рассмотрели теории происхождения человека, какая теория на ваш взгляд является наиболее доказанной?
4.2 Какой теории придерживаетесь вы?
Умение отстаивать свою точку зрения, убедительно излагать мысли.  
5. Закрепление знаний и способов действий
5.1 Один учащийся задает вопрос по изученной теме, другой отвечает Развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах  
7.Обобщение и систематизация
8. Подведение итогов занятия



Ответ на вопрос, поставленный в начале урока

9. Домашнее задание   1. Параграф 13, вопросы;
2. Написать эссе «Моя точка зрения по проблеме происхождения человека»
10. Рефлексия. 12 слайд   Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я так и не понял, что…
Оцените свою работу за урок….

Презентация: «Происхождение человека»

Презентация: «Происхождение человека»
Категория: