Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках игрового урока истории с использованием активных, деятельностных методов обучения с элементами театральной педагогики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Климентьева Наталья Павловна, социальный педагог
Погодина Виктория Александровна, учитель истории

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках игрового урока истории с использованием активных, деятельностных методов обучения с элементами театральной педагогики | Фото с сайта deti-66.ruz

Пояснительная записка

Это первый опыт совместной деятельности социального педагога и учителя-предметника. На основе творческого и организационного построения урока со стороны социального педагога и наполнения содержательной стороны учителем истории.

Основные позиции гуманной педагогики позволяют ребенку максимально реализовать свой творческий потенциал посредством самовыражения всех сторон личности. Считаем, что самовыражение учащихся должно строиться на радости и доставлять радость окружающим, и осуществляться, в том числе, в пределах школьной программы, знание которой требуется для качественного обучения.

Самораскрытие личности ученика происходит с помощью результата творческого взаимодействия и через демонстрацию образовательного продукта.

Цель урока: обобщение и закрепление учебного материала по теме «Боги Древнего Египта», осознание учащимися явлений действительности, происходивших в разных странах, через знания об истории, культуре и традициях изучаемых стран.

В процессе урока решались следующие задачи:

  • обобщить знания учащихся о религии древних египтян, их представления о богах, олицетворяющих силы природы;
  • показать особенности древнеегипетского искусства;
  • воспитывать у школьников положительное отношение к истории и культуре других народов.

В организации урока использовались методы театральной педагогики и социо-игровые приемы:

  • работа в командах;
  • использование атрибутики;
  • демонстрация результатов творческого самовыражения;
  • выполнение декоративно-прикладных работ, докладов.

Предварительная подготовка

  1. Объяснение сути проводимого урока, его целей.
  2. Выполнение учащимися докладов, рефератов, презентаций и декоративно-прикладных работ.
  3. Знакомство ребят с социоигровыми способами проведения урока: работа в командах, мозговой штурм, тренинговая система общения, использование элементов театрализации, рефлексия.
  4. Совместная деятельность педагогов и учащихся в: распределении ролей, репетициях, изготовлении декораций и атрибутики.

Оборудование

  1. Плакаты.
  2. Постеры.
  3. Сувениры.
  4. Выставка книг по теме.
  5. Доклады и рефераты.
  6. Презентации.

План урока

  1. Вступительное слово преподавателя истории по теме предстоящего урока, погружение в эпоху Древнего Египта с помощью презентаций.
  2. Выступление социального педагога по структуре и организации урока.
  3. Представление жюри, объяснение критериев оценивания команд.
  4. Инсценировки в форме древнеегипетской мистерии.
  5. Викторина.
  6. Творческие задания: «Барельеф» и проведение «экскурсии в зале музея».
  7. Подведение итогов, награждение команд.
  8. Обобщение. Рефлексия.

За неделю до проведения урока класс был разделен на 2 команды, выбраны капитаны. Каждая команда получила текст легенды, которую должна была прочитать, и подготовить театральную иллюстрацию в форме древнеегипетской мистерии. (Приложение 1)

Ход урока

  1. Приветствие, представление гостей и жюри. Определение критериев оценивания этапов. Получение маршрутных листов. (Приложение 2)
  2. Демонстрация командами своих работ.
  3. Викторина. Каждая команда отвечает на 5 вопросов. (Приложение 3)
  4. Задание «Создай барельеф». Используя текст легенды, команды поочередно застывают в барельефе. Капитан рассказывает о данном экспонате, как будто проводя экскурсию по музею. Другая команда, зрители, задает вопросы.
  5. Подведение итогов, награждение победителей.

В освобожденном от парт классе размещаются участники и жюри, родители помогают с фото- и видеосъемкой. Команды приветствуют друг друга и жюри.

Жюри приветствует учащихся, знакомит всех с критериями оценивания команд и выдает маршрутные листы.

Команды по очереди показывают свои работы. Создание театрализованной иллюстрации позволило детям пройти через разнообразные виды работы, которые актуализируют и закрепляют полученные знания.

Много времени было уделено самостоятельной исследовательской работе. Выяснять и усваивать сведения из истории египетской культуры пришлось не «вообще», а для того, чтобы применить в практической работе. Усвоить структуру, образную систему и проблематику египетского мифа нужно было для грамотного построения инсценировки. Особенности египетского изобразительного искусства прошли непосредственно через руки детей, когда они изготавливали элементы костюмы и декорации. А участниками египетских обрядов и праздников стали они сами.

Начинается показ с чтения текста легенды в монотонной и торжественной манере жрецов, о которой было рассказано и опробовано в репетициях. Одновременно начинается мистерия, т. е. театрализованная постановка без слов. Учащиеся-артисты, надев или прикрепив элементы костюмов, используя атрибуты, играют свои роли.

Опыт такой игрушечной реконструкции очень важен. В ходе подобной работы дети приучаются самостоятельно мыслить, самостоятельно добывать знания. Обладая этим опытом, они готовы к тому, чтобы самостоятельно изучать историю заинтересовавшей их культуры и цивилизации.

Очень важно, что поисковая работа формирует новую модель взаимодействия ученика и учителя. В поисковой работе нет, и не может быть противостояния, где по одну сторону находится тот, кто-то все знает и должен научить; а по другую сторону те, кто не знают ничего и должны учиться. В этой модели работы, учитель знает чуть больше учеников, он наметил путь. Поиск ведется совместно. Здесь у всех участников работы есть свои преимущества. У учителя и социального педагога больше опыта. А у детей — свободы. Их сознание свободнее от штампов, они внимательнее к мелочам и деталям, их гипотезы и предложения неожиданнее и иногда намного интереснее и точнее, чем у взрослого. Взаимодействие различных начал делает работу творческой группы живой и плодотворной.

Жюри оглашает заработанные баллы, учащиеся готовятся к викторине.

Для викторины используется командный стиль работы «в круге», проходит жеребьевка очередности. Команде задается вопрос, дается время для мозгового штурма, отвечает один представитель. При неправильном ответе очередь переходит к соперникам.

Обсуждение всегда очень эмоционально, ребята учатся слушать и слышать друг друга, учитывать мнение других, а иногда полностью брать ответственность на себя.

После викторины — небольшой отдых, подсчет баллов, промежуточный итог.

Задания «Барельеф» и проведение «экскурсии в зале музея» — самые необычные для детей. Им трудно группироваться, принять статичную позу, сдерживать свою эмоциональность. Так как способности и предпочтения уже определились в показе первого задания, то роли были распределены очень быстро, каждый знал, кого он изображает. Прекрасно проявили себя «экскурсоводы». Им нужно было рассказать о барельефе сжато, понятно и интересно. А потом ответить на вопросы зрителей (порой каверзные).

Награждение победителей — волнительный и долгожданный момент для учащихся.

Итог урока

В ходе данного игрового урока были успешно решены основные задачи по обобщению и закреплению учебного материала.

Авторы считают, что проведение уроков в подобной форме влияет на воспитание у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, воспитывает у них потребность и готовность включиться в диалог культур. Создание театральной иллюстрации позволило провести детей через разнообразные виды работ, которые актуализировали и закрепили полученные знания.

Творческие уроки, уроки искусства — это именно та стихия, которая способствует росту личности ребенка как таковой, а не приобретению набора знаний и усвоению неких норм.

Приложение 1

В давние времена Египтом правил потомок бога Солнца Ра, добрый и мудрый бог Осирис. Он научил его жителей виноградарству, земледелию, скотоводству. Научил их почитать богов. Женой Осириса была его сестра — богиня Исида. Был у Осириса брат — бог зла и коварства Сет. Сет обитал в мертвой пустыне и потому завидовал брату, которому досталась богатая и цветущая страна. Однажды во время пира Сет коварно убил своего брата Осириса и бросил его тело в Нил. Безутешная Исида нашла тело мужа, прибитое волнами к берегу, и похоронила. Вскоре у нее родился сын Гор, которого египтяне изображали в виде человека с головой сокола. Когда гор вырос, он решил отомстить за смерть отца. Он вызвал Сета на бой и убил его. После этого Гор оживил своего отца, но Осирис больше не захотел жить на земле. Он стал повелителем подземного мира, куда попадают души людей после смерти. Египтом же стал править Гор. Он взошел на трон своего отца и стал первым фараоном Египта. С тех пор Гор незримо обитает в каждом фараоне.

Бога Солнца Ра считали отцом богов и людей, всего живого на Земле. Египтяне верили, что богов он создал из своих уст, а людей — из глаз. Египтяне изображали Ра в виде человека с головой сокола, увенчанного солнечным диском. Считалось, что каждое утро Ра на золотой лодке выплывает из-за восточных гор и плывет по небу на запад. Солнечный диск на его голове дарует миру тепло и свет. С появлением Ра оживает природа, просыпаются люди и птицы. Но вот наступает вечер, и золотая ладья бога скрывается за горами на западе. В этих горах есть пещера, по которой Ра спускается под землю и плывет по текущей там реке обратно на восток. Но под землей его подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея. Апоп не хочет пропустить Солнце на землю. Ра вступает с ним в борьбу и побеждает.

Приложение 2

Команда ___________________________________________ 5 «Б» класс

Название команды

Критерии
Сумма баллов
1 Наличие атрибутов команды (эмблемы) — 5 б  
2 Умение работать в команде: 5 б (максимально по каждому пункту)
  • все ли задействованы
  • понимают друг друга
  • помогают друг другу
  • слышат и выполняют распоряжения командира
 
3 Домашнее задание (творческое): по 5б
    рефераты —
    сообщения —
    прикладное творчество —
    рисунки —
 
4 Представление легенды с элементами театрализации: по 10 б
    выступление чтецов —
    постановка —
    вхождение в образ —
    оформление элементов костюма —
 
5 Викторина: 1. 2. 3. 4. 5.

дополнит.баллы: 1. 2. 3. 4. 5.
 
6 Барельеф: по 10 б
выступление экскурсовода —
соответствие теме —
зрелищность скульптуры —
 
7 Поведение членов команды — 5 б<  
8 Собственное впечатление — 10 б  
9 Прочее — 10 б  

Приложение 3

Викторина «Прогулки по древнему миру» (Автор Просекова О. В. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 8 / 2009)

1. Как правители Древнего Египта запутывали грабителей гробниц? (Правители строили ложные гробницы, в которых ничего не было, кроме пустых саркофагов, а мумию и сокровища прятали в тайниках)

2. Делали ли древние египтяне посуду из камня? (Да. Египтяне ценили камень за прочность, твердость. Они использовали такие породы, как гранит, базальт, диорит. Изделия почти не декорировали, художественным оформлением служила сама фактура этого камня).

3. Где, по представлению египтян, жили боги? (На небе. Небо у египтян ассоциировалось с твердью, укрепленной подпорками, и потолком, представляющим собой голубые струи воды, обтекающие землю. Люди жили на земле, а над ними был раскинут огромный шатер неба, населенный богами).

4. Назовите памятники искусства Древнего Египта, которые называют в числе семи чудес света. (Три гигантские пирамиды в Гизе: фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина).

5. Кто из египтян, бедный или богатый, имел право на загробную жизнь? (На загробную жизнь имели право все люди, независимо от благосостояния).

6. Какой связующий раствор применяли при постройке пирамиды? (Связующий раствор применять не приходилось. Знаменитые пирамиды в Гизе были сооружены из огромных каменных блоков весом более двух тонн каждый. Эти глыбы откалывали от скалы и переправляли к месту строительства. Каменные блоки тщательно шлифовали. Готовые формы с помощью сооруженной насыпи поднимали на высоту, складывали камень на камень, укладывали так плотно, что между ними даже не могла просочиться вода. Высокое давление сверху делало всю конструкцию монолитной).

7. Почему древнеегипетские мумии хорошо сохранились до наших дней? (Своей чудесной сохранностью мумии в гораздо большей степени обязаны сухому жаркому климату Египта, нежели искусству бальзамирования).

8. На чем писали древние египтяне? («Бумагой» для египтян служил папирус, который изготовляли из стебля тростника).

9. Какой древнеегипетский образ явился эталоном женской красоты? (Знаменитый портрет Нефертити в голубой тиаре считается одним из самых прекрасных женских образов в мировом искусстве).

10. Найдены ли сокровища в гробнице Тутанхамона? (Да. Гробница Тутанхамона — одна из множества царских усыпальниц, которая почти полностью сохранила свои несметные богатства, хотя и ее не обошли грабители).

Категория: