Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании основ экономики

 

Версия для печатиВерсия для печати

Берген Елена Владимировна, преподаватель экономических дисциплин

Петропавловского строительно-экономического колледжа

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании основ экономики | Фото с сайта inventions.ru

В современных условиях развития науки и техники новые информационные технологии проникли почти во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование ИКТ помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиться успеха в выбранных ими профессиях. Современные ИКТ позволяют эффективно использовать в системе образования на уроках экономических дисциплин с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей, организации познавательной деятельности учащихся.

Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках по основам экономики. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения.

При использовании ИКТ необходимо обратить особое внимание на логически грамотно продуманную структуру самого урока. Планируя урок с применением ИКТ преподаватель должен соблюдать требования, в которых раскрывается место применения информационных технологий, логику раскрытия материала, средство обучения, характер изложения материала, анализировать и обсуждать фундаментальны, узловые вопросы изучаемого материала. Методикой применения ИКТ является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов на уроке, что позволяет сделать процесс обучения активным и для преподавателя, и для студента, а так же позволяет максимально активизировать внимание на базовом материале и на логических связях с другими преподаваемыми предметами. Представляет интерес такой вид межпредметной связи как информатика, которая изучается параллельно с разделами базового курса. Такой интегрированный подход вырабатывает и закрепляет навыки применения компьютера, предоставляет возможность работать с различными источниками экономической информации, способствует развитию творческих способностей у учащихся.

При проведении уроков можно использовать различные форму организации учебных занятий:

  • Лекции;
  • Практические занятия;
  • Дискуссии;
  • Творческие задания;
  • Проекты;
  • Деловые игры;
  • Компьютерные практикумы.

Кроме традиционных форм и методов проведения уроков можно использовать при изучении экономики:

  • Методика использования творческих заданий на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов);
  • Методика организации компьютерного практикума на уроках экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
  • Методика использования метода проектов на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание электронных таблиц);
  • Методика работы с Интернет-технологиями (поиск ответов на вопросы, информации)

Целью применения методики с использованием ИКТ на уроках экономики является повышение результативности обучения, повышения интереса к предмету, осознание полученных знаний и умений и практическое применение, повышение информационной культуры. Применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ студентов является одним из современных методов обучения, что активизирует их деятельность. Это позволит достичь преподавателю следующих результатов: повышение мотивации в изучении основ экономики, повышению успеваемости, повышению качества и интенсивности работы студентов.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по предмету «Основы экономики» с применением простейших компьютерных технологий.

Тема урока: Организация. Среда организации. Успешное управление.

Цель урока: изучить значимость организации в обществе, ее структуру и эффективность управления

Задачи урока:

А) Образовательная:

Расширение теоретических знаний по данной теме и формирование умений применять полученные знания на практике 

Б) Развивающая:

Развитие экономической и информационной компетентности у студентов, формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных решений, стимулировать учебно-познавательную активность путем постановки проблемных ситуаций и методов интеллектуальной и исследовательской деятельности, умению оценивать, анализировать, делать выводы, содействовать развитию коммуникативных умений студентов.

В) Воспитательная

Активизировать познавательную деятельность студентов к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики, воспитание инициативы, самостоятельности, профессионализма

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, методы проблемного изложения, репродуктивный метод

Виды самостоятельной работы на уроке: тестирование, решение проблемных ситуаций, создание слайдов в программе PowerPoint

Методическое обеспечение урока: слайды презентаций, тестовые задания, инструкционные карты

Технические средства обучения: компьютеры, компьютерная программа «Тестировщик», «Microsoft PowerPoint», электронная
доска, мультимедийный проектор, локальная сеть.

Межпредметные связи: экономическая информатика и информационные технологии, основы менеджмента, основы экономической теории

Структура урока

I. Вводно-мотивационный этап

1. Отметка отсутствующих

2. Сообщение темы и цели урока

Мотивация: «Осенний сад»

II. Актуализация опорных знаний

Метод актуализации: беседа, самостоятельная работа по выполнению тестовых заданий на компьютерах

III. Изложение нового материала

Метод: объяснительно-иллюстративный, методы проблемного изложения

План

1. Понятие организации

2. Внешняя и внутренняя среда организации

3. Успешное управление

Использование афоризмов на уроке:

«Организация существует лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу (Р. Уолтмен)»

«Кто хочет многого достигнуть, должен ставить высокие требования (Гете)».

«Организовать — это значит сначала оценить возможность, а уже потом ставить задачу (В. Н. Челомей, академик)».

«Основное качество менеджера, управляющего — эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель. (Точка зрения Гарвардской школы бизнеса).»

IV. Этап закрепления нового материала

Метод: игровой момент «Своя игра», создание слайдов по инструкционным картам

V. Рефлексивно-оценочный этап

1. Рефлексия: тренинг «Лист пожеланий»

2. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Г. С. Вечканов Экономическая теория. М.: Эксмо, 2008 с.148–152, привести примеры перспективных предприятий и успех их деятельности, А. К. Бельгибаев Менеджмент, А, 2006 г. с.42–70

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: