V Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

 

С. Н. Моренец
СШ № 32 г. Петропавловск

С.Н. Моренец

Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.

Исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан-2030», Президентом Н. А. Назарбаевым утверждена «Концепция экологической безопасности на 2004–2015 годы», в которой экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры общества.

Взяв тему своей методической работы «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время», хочу поделиться опытом работы в этом направлении. География и экология находятся в очень тесной взаимосвязи, именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности. На уроках географии ребенок может размышлять над глобальными проблемами, видеть мир как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых пространственных и временных составляющих, и поэтому любое вторжение в этот мир не останется без последствий, которые часто могут быть трудно предсказуемыми. Практически все курсы географии имеют в настоящее время экологическую направленность.

В курсе «Физическая география. Начальный курс» (6 класс) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, песни, легенды. Элементы серьезных экологических рефератов.

В курсе «География. Материки и океаны» (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления и вносит их в календарно-тематическое планирование. Ставится задача — углубить следующие экологические знания учащихся: сохранение разнообразия природы планеты, бережное отношение к природной среде, применение законов природы в целях эффективного использования ресурсов Земли. Природные богатства и вопросы охраны природы рассматриваются в процессе изучения каждого природного компонента, каждой природной зоны или страны.

В учебных программах 7 классе можно найти темы, которые позволят учителям дать уроки интегрированного обучения. Так в этом учебном году был проведен урок географии, казахского языка и русской словесности по теме «Арал — тағдыры, адам — тағдыры. Арал — судьба человека».

В курсах «География Казахстана» (8–9 классы) продолжено формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу и на взаимодействие общества и природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам не только всей Республике, но и региона где мы проживаем. Формы уроков могут быть самыми различными: урок — диспут «Атомная энергия за и против», урок-экологическая экспертиза «Озера Казахстана», урок научная конференция «Проблемы охраны атмосферного воздуха», урок — суд «Что будет дальше?»

В курсе «Экономическая и социальная география мира» (10–11 класс) особое внимание уделяется теме «Глобальные проблемы человечества». Здесь готовится конференция, на которой учащиеся не только выступают с рефератами и докладами, но могут высказать свою точку зрения, поспорить, послушать, что знают другие по этому поводу. По возможности на конференцию приглашаются специалисты — экологи, ребята из экологического кружка. Естественно, что в условиях общеобразовательных школ экологическое образование в лучшем случае осуществляется через экологизацию содержания отдельных предметов. Нет обобщения экологических знаний в связи с несогласованностью программ по различным предметам, поэтому эффективность экологического образования не велика.

Экологическое воспитание во внеурочное время

Ведение экологического кружка

Для повышения экологического образования школьников и востребованностью экологических знаний был создан кружок «Кристалл»
Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью.

Работа кружка строится по трем основным направлениям:

  1. Пропаганда экологических знаний,
  2. Борьба за чистоту окружающей среды.
  3. Исследовательская деятельность.

В первое направление входят классные часы, театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экофильмов и выступления перед учителями и родителями. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашего города так и мира в целом.

Разработаны и проведены классные часы: «Чей клюв лучше?», «Проблемы города Петропавловска» и другие.

Одним из любимых видов работ в кружке являются театрализованные представления, это очень увлекательные спектакли, сценарии которых мы придумываем сами, распределяем роли, определяем сроки и цели таких представлений. Все сценарии, авторами которых были сами ребята, были опубликованы в сборнике «Сплести воедино истоки корней», изданном СК ИПК и ППК.

Ко Дню Земли — 22 апреля, наша школа превращается в экологический коллаж, потому что идут конкурсы на лучший рисунок, плакат, газету, Ни один класс не остается в стороне, стараются все и младшие и старшие. А кружковцы готовят грамоты, призы и определяют лучшие работы. По итогам проводятся линейки, на которых приглашаются специалисты из разных организаций, связанных с экологией.

Вторым направлением является борьба за чистоту окружающей среды, в этом направлении ребята уже практически стараются помочь нашему городу быть красивым и чистым. Кружок был участником разных экологических акций проводимых в городе таких как:

«Чистым рекам — чистые берега», ребята собирали мусор по берегам нашего Ишима, «Марш парков» — с помощью старшеклассников и учителей сажали саженцы дубов, берез и яблонь на пришкольном участке, а когда были на Вороньем острове, в сосновом бору, помогали студенческому отряду «Жасыл Ел» в прореживании сосновых посадок. Лето для кружка, это не только время каникул, беззаботного отдыха, это участие в областном экологическом слете «Лето», которое проводит экотурцентр «Планета». Все знатоки и любители экологии и туризма собираются в уникальном по красоте уголке природы нашего края, Вороньем острове.

Здесь в течение 3 дней идут конкурсы на лучших экологов и туристов.

За три дня можно научиться самому многому: ориентироваться, читать топографическую карту, преодолевать препятствия, разводить костер, составлять мониторинг разных природных и антропогенно — нарушенных участков, здесь дети находят общих друзей, именно здесь становится ясно, что охраны природы нашей родины — дело общее. Старшие ребята занимающиеся в кружке участвовали в конкурсе детских социальных инициатив, они выдвинули идею создания в школе своей экологической организации. Третьим направлением является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов — это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьезным является написание школьных научных проектов, именно исследовательской деятельности школьников уделяет особое внимание руководитель кружка.

Ведение научно-исследовательской работы

С 2006 года я являюсь руководителем школьного научного общества «Импульс» Каждый год учащиеся готовят научные проекты на школьные и городские конкурсы. Основой для написания проектов экологического направления является практическая значимость занятий экологического кружка. С 2001 года кружковцы ведут мониторинг за состоянием снежного покрова в микрорайоне школы. С этой работой на областном конкурсе научных проектов выступала Пец Наташа и заняла 1 место, исследовательская работа в кружке помогла ей в выборе профессии, сейчас Наташа студентка Екатеринбургского университета путей сообщения по специальности инженер-эколог. В 2007 году проект Растихиной Юлии «Накопление и способы снижения химических элементов в культурных растениях Северного Казахстана» был выдвинут на республиканский конкурс школьных проектов в г. Караганде. Проект Игнашевой Ксении и Колоколовой Анны «Создание зоны отдыха в 20 микрорайоне города Петропавловска»- занял первое место в школьном конкурсе и был выдвинут на городской конкурс научных проектов. Всего за 4 года работы научного общества мною было подготовлено 5 научных проектов эколого-географического направления.

Ведение профильных курсов

Систематичность и накопленный опыт ведения эколого-географических знаний позволили мне составить программу по профильному курсу. Программа называется «Геоэкология Казахстана», она была утверждена МО школы, в 2007 году данная авторская программа заняла 1 место в конкурсе программ проводимом СК ИПК и ППК. По программе был написан учебно-методический комплекс, который был представлен на республиканском конкурсе авторских программ в г. Щучинске Акмолинской области.
Профильный курс «Геоэкология Казахстана» ведется уже 2 года, он востребован у учащихся старших классов, 24 ученика являются активными слушателями этого курса, 3 ученика прошлого выпуска выбрали будущую профессию эколого-географического направления.

Диапазон опыта

Сотрудничество с экологическими организациями

Работая с детьми в области экологического образования нужно обязательно сотрудничать со многими специалистами, организациями. Активная творческая работа экологического кружка идет с экотурцентром «Планета», директор А. В. Герасимов. Благодаря центру расширяются возможности кружка: дети участвуют в экологических экспедициях по родному краю, а в 2009 году приняли участие в республиканской экспедиции «Моя Родина — Казахстан» в Акмолинской области, с. Зеренда.

Экологический кружок занимается не только в школе, он активно сотрудничаем с ботаническим садом «Табигат балалары». Это уникальный комплекс созданный руками людей под руководством профессора СКГУ Р. Х. Рязапова. Здесь проводятся многие занятия экологического кружка. Сама обстановка, в окружении пальм и лимонов, восточно-африканской туи и другие экзотических растений делают занятия по экологии поистине эстетическими, воспитывают любовь к природе и труду человека. Кроме ботанического сада кружок сотрудничает со станцией «Юных натуралистов» там ребята учатся правильно ухаживать за растениями, проводить сельхозработы.

О работе школьного кружка писали местные газеты, ребят приглашали на телепередачи: «Станция 2030», И вся Земля»- агентства «Хабар»

Результативность данного педагогического опыта

  • в процессе проведения данного педагогического опыта повысился уровень воспитанности учащихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного города;
  • простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы на занятиях экологического кружка, явились для многих началом серьезных работ в стенах вузов и помогли познакомиться с миром многих профессий, а в дальнейшем и выборе жизненного пути — за это время 10 выпускников школ выбрали профессии эколого-географического направления;
  • повысился уровень сдачи ЕНТ со среднего 11,8 до 14.9;
  • повысилась посещаемость профильных курсов данного направления с 12 человек в 2007 году до 24 в 2010 г.;
  • возрос рейтинг экологического кружка: состав участников составляет 25 человек;
  • данный опыт имеет много преимуществ по сравнению с другими, прежде всего тем, что охватывает очень большой диапазон дел, в которых могут участвовать молодые люди: это и туризм, и молодежные акции, серьезные научные эксперименты, театрализованные представления, дебаты и многое другое, что под силу сегодняшнему молодому поколению с активной жизненной позицией

«Образование на уровне 21 века», — говорит в своем послании народу Казахстана Президент Республики Н. А. Назарбаев. Исходя из этого, экологическое образование должно стать главным условием для решения экологических проблем, возникающих в современном мире. Существенные изменения в структуре экологического образования должен внести и переход на 12 — летнее обучение.

Каждому педагогу необходимо соответствовать требованием нашей эпохи. Поэтому, работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу осуществить свою главную цель: воспитанию личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с миром.

Литература

  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Казахстанская правда, 26.12.2003
  2. Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Білім, 1997. — 30 с.
  3. Назарбаев Н. А. Через кризис к обновлению и развитию. Послание главы государства к народу Казахстана // Мысль. — 2009. — № 4. — с. 2–11
  4. Пономаренко Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания // Образование. — 2007. — № 5. с. 138–140
  5. Бобылева Л. Д. Практика экологического воспитания школьников. // Биология в школе. — 1994. — № 3. с. 12–14
  6. Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.,1984. — 256 с.
  7. Бобылева Л. Д. Практика экологического воспитания школьников. // Биология в школе. — 1994. — № 3. с. 12–14
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.,1984. — 256 с.

Журнал «Мастер класса» № 3 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: