Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве (4 урок)

 

Урок русского языка в 11 классе: Изложение

Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве

Четвёртый урок из серии: Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве.

Цель урока: развитие речи учащихся.

Задачи

  1. Обучающие — учить правильно и точно передавать текст, связно излагать мысли в письменной форме.
  2. Развивающие — развивать навык находить в тексте ответы на вопросы; развивать навыки сравнения и сопоставления; развивать умение выделять главное, существенное в авторском замысле через подбор заголовка; учить составлять сложный план.
  3. Воспитательные — воспитывать милосердие, толерантность; бороться с равнодушием.

Первый этап урока организационный

Рассказываю детям о нашем земляке Шамиле Тауфиковиче Шакшакбаеве и об уникальном учебном заведении для детей-инвалидов, которое он создал. Затем сообщаю тему урока.

Второй этап — подготовка к изложению.

1. Знакомство с текстом.

Дети в нашей 13-й школе такие же, как и везде. Были. Другое дело, какими они стали. Как это произошло?

Выбор школы, где будут учиться наши дети, был трудным. Осложнялся тем, что выбирать-то надо заранее, одновременно с реконструкцией здания под интернат. Ведь нашу будущую школу тоже надо было перестраивать: устанавливать лифт, пристраивать к школе галерею-эстакаду, к которой подъезжал бы наш автобус с детьми.

Мы остановили свой выбор на маленькой двухэтажной школе по соседству, в Заречном посёлке. Посёлок полудеревенский, патриархальный, и школа маленькая, уютная, не будет подавлять наших детей масштабами и многолюдьем.

И уже после этого начались разговоры, консультации, советы всех педагогов. Ведь она объективно существует, никуда от неё не денешься — детская жестокость. Кто-то толкнёт, кто-то обзовёт, кто-то посмеётся.

… Летом школьные учителя обошли всех родителей — благо, рядом, в одном посёлке. Потом несколько раз собирали родителей в школе: рассказывали им, объясняли, чтобы они дома с детьми своими говорили, внушали, воспитывали.

И вот — первый день в школе. Я дрожу как осиновый лист. Точно так же бледные ходят по коридорам учителя… Никаких ЧП! Второй день, третий…

Потом мне рассказывали, что там, в коридорах, чуть ли не гонки на колясках устраивают. Мои дети и школьные. И хохочут все! Самая обычная сцена на перемене: какой-нибудь мальчишка что-то поправляет в коляске, подкручивает, потом катит её куда-то, или кружит на месте, а моя девчонка в коляске смеётся-заливается, потому что ей весело, потому что она общается… А когда что-то случилось с электричеством и отключился лифт, дети со всей школы бросились поднимать наших колясочников на второй этаж, в классы. И каждый день моих детей школьники встречают у автобусов, сопровождают, помогают раздеться.

Вы понимаете, не надо прятать этих детей, этих людей… Пусть видят, что есть люди, которым ещё тяжелее. И тогда все поймут, что злом ничего не создашь, никого не победишь.

Учителя пришли к выводу, что школьники стали добрее. Они внимательны не только к своим друзьям из интерната, они стали добрее, внимательнее по отношению друг к другу, уже нет в них иногда свойственного подросткам желания мимоходом показать своё превосходство, оскорбить, унизить.

2. Беседа по прочитанному и составление плана.

Вопросы к тексту:

  1. Что произошло в 13-й школе?
  2. Почему именно её выбрал Шамиль Шакшакбаев?
  3. Как вы понимаете выражение «детская жестокость»?
  4. Как педколлектив готовился к встрече новых воспитанников?
  5. Почему учителя боялись первого школьного дня?
  6. Как встретили школьные дети интернатских? Какое чувство родилось в их сердцах?
  7. Нужно ли изолировать инвалидов?

Примерный план.

I. Что произошло в 13-й школе?
II. Выбор школы.

    1. Детская жестокость — никуда от неё не денешься.
    2. Учителя и родители.
    3. Первые дни в школе.

III. Школьники стали добрее.

Третий этап

Написание изложения и самостоятельный выбор заголовка из предлагаемых вариантов.

  • Содружество.
  • Они стали добрее.
  • Необычная школа.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: