Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

 

Шаталова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Первой гимназии г. Петропавловска

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

«Жить, творить, создавать, стремиться к чувствам, …знаниям — вот чем должно быть отмечено наше пребывание в самом средоточии вечной природы» — так рассуждал о природе творчества и человека Йозеф Гёррес, немецкий романтик 18 века. Прошли столетия, сместились приоритеты, и в 21 веке мы уже рассуждаем о массовой культуре и массовом человеке, который нацелен лишь на материальный успех и поэтому утрачивает эстетическое начало культуры.

В связи с этим миссия школьных гуманитарных предметов и учителя-словесника усложнилась: с одной стороны, гуманитарные дисциплины оказались не вполне востребованными и оттесненными точными, техническими науками, с другой — уроки русского языка и литературы были и остаются уроками духовного общения, без которого невозможно реализовать человеку свою личную и личностную идею.

Постижение нравственных и культурных дефиниций, на наш взгляд, целесообразно и продуктивно осуществлять через методологию проблемно-развивающего и интегрированного обучения, технологию научных проектов. Подобные методы не только углубляют знания фактического материала, но и позволяют учащимся осмыслить филологические, лингвистические явления в онтологическом (учение о бытии), историко-культурном, аксиологическом и этическом аспектах.

В условиях преодоления духовного кризиса язык не следует рассматривать лишь в плоскости общения. Сейчас важно изучить связь языка с ментальностью его носителя, с деятельностью человека, с миром его мыслей и знаний. На уроке повторения раздела «Лексика» в 11 классе гимназистам были предложены проблемные ситуации, которые вывели на понятия «речевая культура человека», «духовная культура», «эмоциональное восприятие мира». Старшеклассникам нужно было выявить, что входит в лексическую категорию «ненормативная лексика». Для этого нескольким творческим группам предлагались следующие задания: 1) рассказать о чем-либо, используя молодежный жаргон; 2) составить короткий рассказ, используя язык и специфические выражения информатиков или людей иных специальностей; 3) указать начальную сферу применения слов и выражений «мертвая хватка», «бить по карману», «втереть очки» и дополнить этот ряд современными устойчивыми выражениями, определив состояние нашего общества. Далее учащимся нужно было выразить свои чувства (удивление, радостное приветствие, согласие, восторг, прощание) с помощью междометий и ответить на вопросы: можно ли научиться хорошо говорить на родном языке, выражать волнующие нас мысли и чувства ясно, доступно, убедительно, если социокультурная среда заражена болезнями общества? Способна ли иностранная культура нанести серьезный ущерб нашему сознанию, всегда открытому заимствованиям?

Данные исследования позволяют сделать выводы о том, что эти словечки и обороты речи свидетельствуют об убожестве психологической жизни того круга людей, который культивирует их, но в то же время их существование доказывает, что язык жив и продолжает развиваться, ведь только у мертвых языков не бывает жаргонов. Важно, чтобы человек знал не только жаргон, а и имел понятие о подлинной человеческой речи, о подлинных человеческих чувствах, знал и помнил то, что создано классиками.

На интегрированном уроке (русский язык — литература — психология) в 11 классе по теме «Культура письменной и устной речи» старшеклассники рассуждали над философией человеческих отношений, над «историей» нравственных категорий. Опорным текстом послужил отрывок из повести В.Некрасова, который начинается так: «Выяснилось, что самое важное в жизни — это друзья» — и проблемный вопрос: как вы думаете, можно ли дружбу отнести к вечным ценностям и менялось ли представление об этом понятии в разные эпохи? (рассуждения, цитаты, выводы). Далее учащиеся знакомятся с высказываниями писателей, поэтов, моралистов и высказывают свою точку зрения на предложенную интерпретацию дружбы.

Итогом анализа психологических тестов, литературного материала, стилистических особенностей писателя Некрасова послужило творческое задание: проанализируйте цветовую окраску гласных звуков в именах своих друзей. Соответствуют ли полученные цвета характеру друзей и вашим представлениям о них.

Подобный анализ возможен и интересен, если ученики владеют навыками фоносемантического анализа и имеют представления о звукоцветовой символике. Наука, изучающая взаимосвязь звука, цвета и смыслового значения слова, называется фоносемантикой. Фоносемантический анализ текста предусматривает изучение общекультурного значения и психологического феномена звука и цвета, их оценочных коннотаций и ментальных представлений.

В 2010–2011 учебном году нами был представлен школьный научный проект, посвященный постижению звукоцветовых соответствий как способу интерпретации художественного текста. Фоносемантическому анализу подверглись три повести Л. Андреева. Одна из них входит в программу русской литературы 10 класса — повесть «Иуда Искариот». Упуская подробности школьного исследования, обозначу лишь этапы работы над цветозвуковыми образами повести: 1) определение ключевых проблем-концепций экзистенциальных повестей Л. Андреева; 2) выявление звуковой и цветовой палитры произведений; 3) характеристики героев, их бытийной сущности, анализ логики поступков; 4) исследование соответствий или контрастов звука — цвета — образа. В работе использованы научные о происхождении цветов Аристотеля, Гете, Журавлева, Прокофьевой и др.

Интеграция дисциплин, инновации в методике преподавания русского языка и литературы дают прекрасную возможность осмыслить с учащимися этические категории, расширяют их творческое поле и стимулируют стремления школьников к познанию и созиданию.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: