Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Сплетаем венки… из игр

 

Версия для печатиВерсия для печати

Использование народных игр в воспитании детей дошкольного возраста


А. С. Шкурина, воспитатель мини-центра «Ақ Бұлақ»
Пресновской СШ Кызылжарского района

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В традиционной детской субкультуре игра не случайно занимает значительное место. По своему содержанию игра является одним из способов усвоения ребенком социально-ценностных смыслов.

Протоиерей, профессор В. В. Зеньковский отмечал: «Игры не уводят нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее… Дитя преображает реальность в игре — и отсюда игра становится психическим лоном, в котором оформляются и развиваются все наши творческие движения (эстетические, этические, религиозные)».

В исследованиях природы и психологии игры такими учеными как Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. отмечается, что детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Игра, таким образом, является своеобразной «репетицией» взрослой жизни.

Различные занятия людей, в частности, нередко изображаются в народных детских подвижных играх, а их тексты и правила отражают отношения к разным формам человеческого поведения. Примечательно и значимо также то, что в содержании фольклорных игр труды взрослых, в основном, подаются как источник радости жизни, притягивающий и манящий. А встречающиеся в ролевых играх такие персонажи, как ленивцы, воришки и пр. братия, рисуются в сатирических красках; к ним играющие могут обращаться с наставлением и укором.

Но игра не только учит и наставляет. Игра помогает развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности. Определенное влияние оказывает игра и на складывание таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам, открыто переживать удачи и неудачи.

Психологами была также выявлена интересная взаимосвязь между известной способностью ребенка в игре переносить функции одного предмета на другой и учебной деятельностью.

Когда мы видим малыша, «оседлавшего» стул задом наперед и подпрыгивающего на нем под бравую песню, да к тому же во всю размахивающего, скажем, половником, то в большинстве случаев нас не охватывают подозрения относительно его психического здоровья. Мы понимаем, что стул в его игре стал богатырским конем, сам он — удалым всадником, половник — мечом, ну, а мы — свидетели той легкости, с которой развивается в игре способность к переносу значений с одного предмета на другой.

Самые обычные предметы в игре ребенка переживают ряд чудесных превращений, оставаясь при этом самими собой. И вот покрывало становится крышей над домиком из подушек, и скатертью-самобранкой, и плащ-палаткой, и рекой на пути, и лесной полянкой со зверушками, а кастрюля, водруженная на голову — шлемом крестоносца, а конфетный фантик — кукольной тарелочкой, а шкатулка с пуговицами — сундуком сокровищ…

В игре развивается способность воображения к символическим действиям и использованию предметов-заместителей. В дальнейшем это позволит в процессе учебы овладеть другими типами замещения — схемами, знаками, символами, различными моделями и т. п.

Используя игру в занятии можно просто отбирать несколько игр на нужную тему. Но для более глубокого «погружения» в раскрываемую тему и для сохранения содержательного единства всего занятия имеет смысл выстраивать отдельные игры в смысловую последовательность — со своим сюжетом и героями. Так возможно использовать методики составления тематических «венков игр».

«Венком игр» называется ряд игр, объединенных общей темой и связанных меж собой смысловыми переходами («смысловыми связками»).

Тематические «венки игр» — незаменимые помощники не только на педагогических занятиях с участием детей и родителей, но и в ходе семейных праздников. Венок игр — это, по — сути, готовый сценарий домашнего праздничного действия с участием гостей — маленьких и взрослых, объединяющий друзей общими впечатлениями в ходе игр.

Итак, «венок игр» или его фрагменты может пригодиться как родителям — например, в качестве сценарной основы детского праздника, так и педагогам, работающим с группой детей. Участие родителей в ходе таких занятий становится своеобразным мастер — классом для них, помогающим открыть для себя богатство возможностей игры — оптимизирующих отношения, командообразующих, развивающих творческую мысль и инициативу.

«Венок игр» подобно, скажем, сказке, имеет свою указующую, воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности таких тематических игр велики: ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, этике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий.

Как устроен «Венок игр»?

«Венок игр» строится на 3-х, максимум 5-ти играх — народных или дидактических с национальным колоритом — с яркими, различными игровыми замыслами, а также имеет стихотворные завязку, развязку и «мостики» от игры к игре — смысловые связки. Смысловыми связками могут быть попевки, пальчиковые игры, «песенки пути», авторские рифмованные тексты или реплики педагога. «Смысловые связки» сопровождаются определенными действиями, повторяемыми детьми вслед за педагогом: характерными жестами, имитирующими повадки животных, занятия людей и пр., передвижением и перестроением в пространстве зала (хороводы, разбивка по парам и пр.).

Итак, «технология» самостоятельного сплетения игр в венок проста:

1. Определяемся с темой.

Если мы создаем «венок» для включения в занятие детской группы, то согласуем его тему с основным содержанием занятия. Если мы готовим «венок» для «домашнего использования» во дворе, в гостях, на семейном празднике, то согласуем его тему либо с календарными особенностями времени года, либо с актуальными на сегодня интересами или проблемами ребенка.

2. Подбираем игры, отвечающие выбранной теме.

Для этого достаем с книжной полки сборник народных игр (лучше не один), пролистываем его, оставляя закладки там, где обнаружили описание игры, соответствующей нашей теме. Не каждая из найденных игр войдет в будущий «венок», но их тексты, герои, коллизии и правила обязательно натолкнут на мысль о том, как лучше выстроить логику игрового действия.

3. Придумываем логику игрового действия — своеобразный «сюжет»; предварительно отмечаем нужные для него игры.

Самый простой ход — считать самих детей «героями» тематической игры. Тогда по логике действия мы вместе можем, к примеру, отправиться в некий, обусловленный темой, «путь», в котором нас будут сопровождать песенки — «смысловые связки», а остановками на пути станет включение в обстоятельства той или иной игры.

4. «Отсев» найденных в сборнике игр.

После того как мы представили себе логику действия, остается выбрать из имеющихся игр, три-пять таких, которые наилучшим образом встраиваются в придуманный сюжет.

5. Сочиняем или подбираем «смысловые связки»: для начала «венка», от игры к игре, для финала.

6. Продумываем «техническую» сторону, какой игровой материала требуется для реализации замысла игр (мячики, канат, шишки, изображения овощей и пр.)

7. Осваиваем мелодику каждой части «венка» и расположение играющих в пространстве комнаты или зала, припевая вполголоса и заучивая тексты.

Этот процесс обычно не требует выделения особого времени на репетицию; его легко можно совместить с выполнением дел по дому, поездкой в транспорте.

Игры для младших и старших

«Венок игр» должен содержать ряд игр, объединенных общей темой, но отличных по правилам. Правила игры доводят до сознания детей ее задачу и необходимые игровые действия.

Простейшие игровые правила — основа игр для малышей (1,5-3-х лет): точно и согласованно повторить движение за ведущим, уметь вовремя, по сигналу выполнить то или иное действие, выбрать из предложенных предметов необходимые и пр.

Участие в занятии вместе с малышом кого-либо из родителей — это одно из важных условий продуктивности использования народных игр в воспитании детей дошкольного возраста. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Более того, содержательное наполнение занятий может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи.

Так, для самых маленьких детей и для педагога мамы становятся активными помощниками — повторяют вслед за ним необходимые движения, подпевают игровым попевкам, организуют пространство, своевременно корректируют действия ребят, вспоминают игры и песенки дома после занятий. Благодаря этому пробуждается подражательная активность малышей, внимание к происходящему в общем кругу, становится возможным само игровое действие такого рода.
Понятно, что не у каждого педагога есть возможность привлечь родителей к участию в занятиях. В этом случае для ведения «венка игр» с малышами до 3х лет не обойтись без взрослого помощника (а лучше, если их будет двое).

Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач, и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т. п.
Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:

1. Игры — «повторялки»

Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:

  • являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;
  • способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и пр.);
  • помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;
  • обучают согласованности действий в группе;
  • развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные возможности и т. д.

В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста «повторялки» в чистом виде встречаются редко; в «Венке игр» они могут быть адекватны «смысловым связкам».

2. Игры на внимание

Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.
Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре «Дождик» по соответствующей песенке вовремя спрятаться под «крышу», в игре «Цыплятки и Коршун» — пищать после слов «Коршун летит!»), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.

3. Игры — «догонялки»

Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от «водящего». Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:

  • формированию инициативности и решительности;
  • развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;
  • преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со «страшным» персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).

4. Игры — «отгадки»

Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т. п. С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и пр.

5. Игры — «соревновалки»

По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т. д. Как правило, они предусматривают деление на команды, и, следовательно, формируют «чувство локтя», коллективную ответственность и т. п. Пояснение для родителей и педагогов. Возможные составляющие «Венка игр»:

  • Зачин (смысловая завязка, хороводная песенка или игра — «повторялка»);
  • Одна игра на внимание;
  • Познавательная беседа и игра с наглядным материалом;
  • Две игры с ролевым разделением («догонялка», «отгадка», «соревновалка» — любые);
  • Небольшая беседа — комментарий к новым понятиям, прозвучавшим в игре или смысловой связке;
  • Одна игра — «повторялка»;
  • Несколько пальчиковых игр;
  • Смысловые связки (в том числе — развязка, финал «венка игр»).

По продолжительности «венок игр» должен укладываться в 10 — 15 — 20 минут (в зависимости от возрастных особенностей детей). Правильный выбор педагогом или родителями темы, объединяющей игры в «Венок» — значимой для ребенка сегодня и закладывающей основы для зоны его ближайшего развития, разнообразие игр по правилам, а также понимание воспитательного значения каждый выбранной игры — вот отправные точки для самостоятельной работы по созданию венка игр.

Важно помнить, что игровые действия и правила, выбранные адекватно возможностям определенной возрастной группы детей, способствуют процессу психофизического созревания. А вот вытекающие из содержания игры задачи — ее воспитательные, познавательные и развивающие аспекты — важны, в свою очередь для социально-психического созревания.

Воспитательные задачи конкретной игры можно определить ответом на вопрос: к чему «зовет» игра детей, каким моральным движениям души дает повод?
По замечанию В. В. Зеньковского «…игры дают в себе такое же место моральным движениям, как и реальная деятельность, даже больше — игры содействуют моральному развитию ребенка не меньше, чем прямое взаимодействие с социальной средой».

Воспитательный аспект, понимаемый в широком смысле, может включать в себя и познавательные, и развивающие задачи.

Познавательные задачи конкретной игры определяются тем, что ребенок должен узнать нового или к чему может быть пробужден его интерес («раньше не знал — теперь узнал»). Развивающие задачи конкретной игры вытекают из того, чему ребенок учится в процессе игры — каким умениям, навыкам и пр. («раньше не умел — теперь умею»). Кладовая творческой мысли…

В педагогическом арсенале современной семьи могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и сюжетно-ролевые, и настольно-печатные, и обучающие, и народные.

Внимательный, вдумчивый взгляд родителей или педагогов поможет найти и «подарить» ребенку те из них, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В таких играх, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка, форму. Д. Б. Эльконин, один из видных отечественных психологов, называл игру «…гигантской кладовой настоящей творческой мысли»

Народные игры, на основе которых, преимущественно, построены «венки игр», обладают особой универсальностью в этом смысле. Будучи богатыми по содержанию, формам, правилам, они также способствуют оптимизации эмоциональных отношений в любом детско-взрослом коллективе. Это делает их незаменимыми и в ходе занятий с детьми, и в жизни семьи.

Нельзя не заметить и то, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.

Нельзя не заметить также, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Процесс отождествления себя с героем в игровых обстоятельствах имеет важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, то есть, то, каков герой, увлекающий ребенка. Образы «добрых молодцев» и «красных девиц», добрых хозяев и искусных мастеров своего дела овеяны романтикой подлинной мужественности и чарующей женственности. Возможность вживания в роль в процессе игры — ответ на потребность ребенка в романтике, героике, «взрослости».

Традиционные игры запечатлели в своем содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает. Видный современный психолог Л. Ф. Обухова так определяет игру: «Игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».

Еще совсем недавно первый опыт игрового поведения дети получали в семье и во дворе — от старших братьев, сестер и друзей. Сегодня коллективные формы игры активно потеснены индивидуальными. Многодетные семьи — редкость, и компьютер во многих домах является, зачастую, единственным свидетелем побед и поражений ребенка в игре.

Обстоятельства современной жизни складываются так, что передать детям богатства народной игры, ввести их в эту увлекательную школу приготовления к жизни могут, преимущественно, взрослые — играя вместе с детьми…

Используемая литература

  1. Батурина, Г.И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина // Преподаватель. — 1999. — № 1 (8). — С. 15–18.
  2. Машевская И. Играйте с детьми в народные игры: [описание народных подвижных игр для детей] // Дошкольное образование. 2008. — N 20. — С. 24: фот. — (Прил. к газ. «Первое сентября»). (ЦДБ).
  3. Материалы сайта «Все для детского сада» http://www.ivalex.vistcom.ru/prrabstavr.htm).

Журнал «Мастер класса» № 3 2011

Источник: СК ИПК ППК