III международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся через осознанное восприятие музыки

 

Версия для печатиВерсия для печати

Дроздецкая Ирина Владимировна
г. Петропавловск, СШ № 4

Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения современной социокультурной ситуации, когда в обществе преобладают потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.

Музыкальное искусство в настоящий момент заняло прочные позиции в области воспитания и развития духовно-нравственных и культурных качеств личности. Музыка (как способ отражения жизни) является формой освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира, познания человеком себя в мире. Поэтому, в системе общего образования изучение музыкального искусства становится условием обретения жизненных ориентиров, воспитания духовно-нравственных качеств личности, возможностью формирования культурных потребностей детей.

Сегодня огромная масса лёгкой развлекательной музыки оказывает воздействие на школьника через средства массовой информации и индустриально-коммерческую систему распространения музыкального продукта, что, очевидно, превышает в звуковом окружении детей подлинно-смысловые образцы музыкального искусства. Ребёнок, как отражение такой искусственной звуковой ситуации, чаще предпочитает познавать музыку упрощённым путём, рассчитывая на общение с музыкальными образцами, не требующими работы интеллекта и души. Музыка для современного школьника становится фоновой, необходимость умения слушать осознанно и слышать достаточно глубоко теряет для него актуальность.

В сознании современного школьника часто возникает противоречие между уроком музыки, построенном на освоении классики, и повседневной звуковой средой. Развлекательное музыкальное искусство, часто является для детей отражением современной действительности, «реальным» портретом современной культуры. Лёгкая музыка, предлагаемая телевидением и индустрией развлечений, не требует особых усилий для её восприятия. Это нередко ведёт к отторжению ребёнком высоких образцов музыкального искусства и, несомненно, оказывает негативное влияние на формирование его духовно-нравственных ориентиров. В такой ситуации школьники могут терять интерес не только к классике, но и к самим урокам музыки. Глубокое слушание, серьёзный анализ, сосредоточенность души и интеллекта перестают быть необходимой потребностью. Согласно последним наблюдениям, у детей школьного возраста нередко отсутствует сформированность музыкально-слушательских навыков. Поэтому, особое значение в системе общего образования приобретает проблема формирования музыкально-слушательской культуры школьников. Учёные и исследователи связывают её решение с конкретными задачами, а именно: с формированием у школьников слушательских умений, развитием навыков восприятия музыки, воспитанием потребности в слушательской деятельности.

В своей практике большое значение я уделяю осознанному восприятию музыки. Музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. На уроках мы не просто слушаем музыку, а пытаемся рассуждать о ней, говорим о её выразительной и изобразительной стороне. Размышления ребят о характере музыки, об особенностях её исполнения могут быть наивными, но я всегда стараюсь внимательно выслушать мнение собеседника, включить его в диалог на правах равного, выстраивать доброжелательное общение. Подобные рассуждения невозможны без элементарных знаний о средствах музыкальной выразительности: ладогармоническом складе, темпе, тембре, регистре, динамике, метроритме. Именно они передают настроение, особую мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Духовно-нравственное развитие учащихся происходит через постижение шедевров классической и народной музыки. Темы уроков затрагивают «вечные проблемы»; погружают в мир родных интонаций, раскрывают связь музыки с жизнью; помогают глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно-образную речь, обращённую к сердцу, уму, душе ребёнка.

Неотъемлемой частью урока являются творческие задания. C детьми младшего школьного возраста на уроке чаще используются сюжетно-ролевые игры, которые включают ребёнка в активный процесс познания музыки. Играя, мы вместе переживаем ту или иную ситуацию, и усвоение знаний происходит как бы изнутри.

В совместной работе с детьми интересно наблюдать за их реакцией во время слушания музыки. Некоторые ребята очень эмоциональны. Они тут же начинают двигаться под музыку, не сдерживают улыбок и слёз. Свои впечатления от музыкального образа я прошу передать в рисунках. Дети постарше выступают в роли исследователей — находят интересную информацию о композиторах, музыкальной жизни прошлых времен.

Ребятам из средних классов я предлагаю более трудные задания, например: определение музыкальных средств выразительности, сравнение стилей композиторов, угадывание на слух произведения и его жанра, подбор дополнительного материала по изучаемой теме. Общение на уроках, обмен мнениями с одноклассниками и учителем формирует устойчивую мотивацию к учебе, повышает любознательность и интерес к предмету.

Занятия музыкой в общеобразовательной школе побуждают учащихся к самообразованию. Некоторые из них посещают музыкальные школы, вокально-хоровые студии, участвуют в школьных праздниках, концертах.
Творческая деятельность ребенка, независимо от степени его дарования, позволяет ему активно включаться в процесс познания

«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…» (Л. А. Беренбойм).

Источник: СК ИПК ППК