5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Теория для практиков

Пятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Становление и развитие института президенства как субъекта модернизации политической системы

Н. Б. Абдрахманова, магистрант, специальность «Юриспруденция»
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау,
Преподаватель специальных дисциплин Колледжа экономики и юриспруденции

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика этапов развития института президентсва в Республике Казахстан. Охвачены все этапы эволюции, начиная с формирования новой политической системы в Казахстане, т. е. с момента создания суверенной государственности еще в период существования СССР и до внесения изменений и дополнений в Конституцию РК в 2007 г.

Теория для практиков

Современный Казахстан является стабильным, безопасным и устойчивым государством с высокими темпами экономического и социального развития.
Формирование новой политической системы в Казахстане, как и в других бывших советских республиках началось с момента создания суверенной государственности еще в период существования ССР [1].

С принятием 20 ноября 1990 года Закона Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнении в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» были объединены высшие органы исполнительной власти в стране, Президент сосредоточил в своих руках высшую исполнительную и распорядительную власть. На главу государства возлагалось руководство деятельностью Кабинета Министров, созданного вместо Правительства Казахской ССР.

В связи с необходимостью улучшения работы органов государственного управления в Аппарате Президента и Кабинета Министров Казахстана началась работа по внедрению принципиально новых подходов к реализации поставленных задач и преодолению недостатков. Новым законом были учреждены посты Премьер-министра Кабинета Министров и государственных советников Казахской ССР по основным направлениям государственного, хозяйственного, социального и культурного строительства. Для информационного, организационного и материально-технического обеспечения реализации полномочий главы государства и Кабинета Министров был создан единый Аппарат Президента и Кабинета Министров.

Принятый 16 декабря 1991 года, по инициативе Президента Н. А. Назарбаева, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Следующим актом главы государства явилось инициирование принятия 13 января 1992 года Закона Казахской ССР «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон Казахской ССР „О Кабинете Министров Казахской ССР“». По новому закону Президент страны обладал правом изымать из ведения Кабинета министров отдельные сферы управления с передачей их специально созданным государственным и иным органам.

Успешное реформирование органов высшей исполнительной власти по горизонтали способствовало и совершенствованию органов исполнительной власти по вертикали. Так, Законом Казахской ССР от 13 января 1992 года «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон Казахской ССР „О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР“» был учрежден пост главы местной администрации с назначением на эту должность в порядке подчинения подотчетных Президенту и подконтрольных соответствующим Советам народных депутатов глав местных администраций. Не менее важным актом явился и Указ Президента Казахской ССР от 7 февраля 1992 года «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления Республики Казахстан в условиях экономической реформы», которым была закреплена система ис¬полнительных и распорядительных органов государства.

Новый этап в развитии политической системы независимого Казахстана связан с принятием Конституции Республики Казахстан 1993 года. Основной Закон Казахстана демонстрирует, прежде всего, усиление исполнительной власти, возглавляемой президентом, что нашло свое отражение, главным образом, в положении об ответственности Правительства перед Президентом. Вместе с тем, сохранена ответственность правительства перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов.

В 1995 году была принята новая Конституция страны, а на всенародном референдуме были продлены полномочия Президента Н. А. Назарбаева до декабря 2000 года. С этого момента потенциал института президентства раскрывается не только в рамках модернизации политической системы, но играет также ключевую роль в процессе трансформации всего казахстанского общества.

Конституционный статус Президента Республики Казахстан, определенный действующей Конституцией, состоит из трех важных составляющих: во-первых, президент является главой государства; во-вторых, президент − «арбитр», обеспечивающий взаимодействие и согласованную работу государственных органов, гарант Конституции; в-третьих, президент занимает определяющее положение, а отношении исполнительной ветви власти. Институт президентства в Конституции 1995 года, в отличие от Конституции 1993 года, не сливается с исполнительной властью, а призван олицетворять государственное единство казахстанского народа [2].

Особое решение через институт президентства получает проблема межэтнических отношений, ставшая серьезной проблемой для многих развитых демократий, а в Казахстане нашедшая подлинно демократическое разрешение. Создание Ассамблеи народов Казахстана придало национальной политике государства высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические проблемы без излишней их политизации. Лично возглавив данный орган, президент тем самым обозначил свою роль гаранта эффективности политики межнационального согласия.
Таким образом, период максимального развития президентской формы правления в Казахстане в наибольшей мере способствовал эволюции института президентства. Важно отметить и такие судьбоносные события как принятие в 1995 году, и законодательная реформа в последующие годы [3].

Во многом современный уровень законодательного, административного, судебного, исполнительного, символического значение президента, верховенство его политического, государственного положения над другими ветвями власти имеет началом 1995 года.
Современный этап эволюции президентской формы правления можно охарактеризовать как очередной шаг демократизации политической и государственной системы [4].

Основным факторами, которые позволили выделить данный период как очередной этап эволюции президентской формы правления, является конституционные изменения 2007 года. Так, 16 мая 2007 года в институт президентства были внесены следующие изменения: срок президентского правления сокращен с 7 до 5 лет; Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет; норма о том, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан; на период осуществления своих полномочий Президент республики не приостанавливает свою деятельность в политической партии как это было до внесения изменений; Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы; с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей; образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей; назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом «О Первом Президенте РК»; вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента [5].

Таким образом, 2007 год стал очередным этапом развития института президентства. Несмотря на что, некоторые функции палат Парламента увеличены и расширены, сложно говорить о появлении в стране нового парламентского режима. Можно подтвердить, весь ход исторического развития государственности РК показывает, что происходит и последовательная политика и процесс усиления роли института президентства.

Литература:

  1. Кысымбеков М.Б. «Становление и развитие института Президентства в Республике Казахстан» автореферат Алматы 2000 г. 45 с.
  2. Лазарев В. «Изменения в правовом статусе Президента СССР»: Советское государство и право № 8 1996 г. 32–44 с.
  3. Ибраев Н.С «Институт главы государства Республики Казахстан»: автореферат Алматы 2001 г. 25 с.
  4. Габжалилов А.Х. Современные тенденции эволюции президентской формы правления в Казахстане. Казахстан Спектр. Научный журнал. 2008/4. с.32
  5. Кадыржанов Р.К., Нысанбаев А.Н. институт президентства как субъект модернизации и консолидации современного казахстанского общества. Казахстан Спектр 2007/3. с.22.

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: