Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературно-музыкальная композиция «Есть память, которой не будет конца!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Яхимович Алла Францевна, учитель польского языка и литературы, Подгородецкая Ольга Владимировна библиотекарь Ильичевская средняя школа Тайыншинский район Северо-Казахстанская область

Литературно-музыкальная композиция «Есть память, которой не будет конца!»

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой литературно-музыкальную композицию, которая помогает определить, как провести данное внеклассное мероприятие, в какой последовательности организовать показ слайдов, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения мероприятия. Среди многих форм внеклассной воспитательной работы, не мало важное значение имеют литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, посвящённые значимым памятным датам нашего народа, как Великая отечественная война. Благодаря этим формам затрагиваются основные направления в воспитании человека как гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, целью которых является — обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у них осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. Методика проведения мероприятия направлена на то, чтобы помочь воспитанникам усвоить содержание преподнесённого материала. Задачей методических приемов является преподнесение фактов, событий так, чтобы воспитанники получили образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны — особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкасаясь с историей нашего многострадального народа на примере событий ВОВ, имеется огромный потенциал для формирования нравственных ценностей у молодёжи.

Цели:

  • Коммуникативные — расширить знания воспитанников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о юных защитниках Родины и их подвигах, мужестве, стойкости, героизме; развитие социокультурной компетентности воспитанников;
  • Образовательные — расширение кругозора воспитанников;

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за своих славных земляков; уважение к ветеранам войны, воинам, павшим в Великой Отечественной войне, патриотизм, чувство сострадания;
  • воспитывать культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем; уважение к старшему поколению;

Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Методическая разработка выполняет следующие функции:

а) подсказывает воспитателю путь для полного раскрытия темы;
б) содержит необходимый материал для проведения внеклассного мероприятия;
в) учитывает интересы воспитанников;
г) соединяет показ слайдов и рассказ в одно целое.

Есть память, которой не будет конца!

(1 слайд) Ведущий. 9 мая, в который раз прогремит салют Победы... (2 слайд) А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Всё яснее вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы. (3 слайд) Как удивительно точно и ёмко сказал поэт: «Не ради славы, ради жизни на земле!» Путь к победе был долог и труден. 1418 дней войны. (4 слайд) И каждый из них — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей страны, радость больших и малых побед, каждая из которых — чудо бесстрашия, доблести.

1. (5 слайд) Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил...
2. (6 слайд) Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей...
1. (7 слайд) Тем, кто ушёл вместе с дымом из бухенвальдских печей...
2. (8 слайд) Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну...
1. (9 слайд) Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену...
2. (10 слайд) Тем, кто ради дела сердце отдать был готов...
1. (11 слайд) Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...
2. (12 слайд) Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...
1. (13 слайд) 70 лет назад!

(14 слайд) От Советского информбюро! 8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции Германии. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась. (Песня «День Победы» (15-28 слайд))

1. (29 слайд) День 9 мая 1945 года знает весь мир.

Люди, внимание!
Слушайте, граждане,
Медные горла скорбят.
(30 слайд) Пусть откликается каждое, каждое
Сердце на этот набат.
Чтобы оно над святыней не плакало
(31 слайд) Слезы теперь не нужны.
Вы разожгите от вечного факела
Гнев против новой войны.

2. (32 слайд) Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час.
(33 слайд) Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
(34 слайд) Еще теплы стволы орудий,
Кровь не всю впитал песок.
(35 слайд) Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог.

(36 слайд) Ведущий: 1941-1945. Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок. Четыре года жизни страны... (37 слайд) Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

(38 слайд) Есть много праздников на свете,
Их любят взрослые и дети.
И каждый с нетерпеньем ждет
Восьмое марта, Новый год.
Но вот сегодня день особенный у нас.
(39 слайд) Счастливый день, великий День Победы!
Его добились наши прадеды и деды,
И мы о нем расскажем вам сейчас.
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утором уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

(40 слайд) Ведущий: Сегодня наш праздник мы посвящаем всем тем, кто посвятил и отдал свою жизнь за наше светлое будущее, тем кто не жалел сил и жизни, Приближал Великую Победу!

(41 слайд) Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил полет, пошел на нас войною,
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

(42 слайд) Ведущий: Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Великая Отечественная война была долгой, кровопролитной, унесла много жизней. Немецкие оккупанты бомбили города, выжигали деревни, убивали мирных жителей... (Песня «Священная война»)

(43 слайд) Война — жесточе нету слова
Война — печальней нету слова,
Война — святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

(44 слайд) Многонациональная, многомиллионная наша страна выступила против агрессора, как единый стальной щит, о который разбилась до зубов вооруженная фашистская армия. Под боевыми знаменами, овеянными славой советских войск, мужественно и стойко сражались с ненавистным врагом и воины-казахстанцы, отважные сыны степей. На разных участках войны на протяжении долгих военных лет они проявляли героизм и отвагу, храбрость и великую преданность Родине.

(45 слайд) Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
(46 слайд) Она такой вдавила след
И скольких наземь положила
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

(47 слайд) Каждый город, аул, поселок Казахстана посылал своих сыновей на битву с оккупантами и поработителями, на бескомпромиссную схватку с врагом, грозившим уничтожить все живое, творческое, справедливое. (48 слайд) За родину поднялся весь народ Казахстана. Казахи, киргизы, русские, украинцы — люди разных национальностей защищали Москву, как свою столицу, ценой своей жизни.

(49 слайд) Взгляни в глаза мне, сорок первый год,
Взгляни — и сам Панфилов головой
Сурово мне кивнет с передовой.
(50 слайд) Взгляни — и Бауыржан Момыш-улы
Планшеткой мне махнет из дымной мглы.
Взгляни — и мне откроются в упор.
Та медсестра, тот юркий фотокор,
Те два пилота в шлемах без очков.
(51 слайд) И тот усталый политрук Клочков,
Взгляни в глаза мне, сорок первый год!

(52 слайд) Алие Молдагуловой не было еще и девятнадцати, когда вражеская пуля оборвала ее жизнь. Она беззаветно любила свою родину, бескрайнюю степь с горьковатым запахом полыни и парящим в небе орлом. Алия хотела быть полезной своему народу, мечтала стать летчиком, инженером или учительницей. Но стала солдатом.

(53 слайд) Песни поет народ: Девушка Алия,
Яркой звезды восход — краткая жизнь твоя.
Юный, твой чистый лик в мраморе повторят.
(54 слайд) Как Алатау, великий подвиг твой, Алия!
Гулко в родной земле сердце твоё стучит,
Облаком в вышине имя твоё летит.
(55 слайд) Степь по весне цветёт красным, как кровь твоя,
Песни поёт народ:
— Девушка Алия!

(56 слайд) Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. 26 миллионов жизней советских людей унесла война...

(57 слайд) Опять война,
Опять блокада...
(58 слайд) Я слышу иногда: Не надо,
Не надо раны бередить.
(59 слайд) Ведь это правда что устали
Мы от рассказов о войне
(60 слайд) И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне,
(61 слайд) И может показаться.
Правы
И убедительны слова.
(62 слайд) Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Чтоб снова на земной планете
(63 слайд) Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
(64 слайд) Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть,
Она как сила нам нужна.

Эти строки посвящены памяти блокадных дней Ленинграда.

(65 слайд) Память о войне — это наша совесть, наша история, которая писалась кровью. (66 слайд) Чем дальше уходит время от тех страшных лет, тем спокойнее воспринимают люди факты. Но не должно угаснуть их сострадание, волнение при упоминании о том, что пришлось пережить нашей стране.

(67 слайд) Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды. Слышали ли вы о них? Плохое или хорошее?

(68 слайд) А это фашисты, т. е. те с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.

(69 слайд) А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. И сегодня мы хотим привести несколько примеров того, как фашисты пытались превратить людей в рабов.

Ученик. (70 слайд) Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными добрыми людьми.

(71 слайд) Но 22 марта 1943 года в деревню вошёл 118-й батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался бежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей.

(72 слайд) Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырвался из пламени, расстреливали из пулемётов.

(73 слайд) В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью. (74 слайд) Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненный, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каменский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

На фоне стиха слайды с 75 по 83

Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу, как набатом боль стучится.
Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой,
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой — Хатынь!

(84 слайд) Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма — лагеря смерти.

(85 слайд) 11 апреля 1945года узники концентрационного лагеря Бухенвальд подняли интернациональное восстание против гитлеровцев, и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей.

(86 слайд) За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из которых погибло 12 млн. из них более 5млн. — граждане Советского Союза.

Песня Бухенвальдский набат.

(87 слайд) Сегодня вы узнаете о пяти основных лагерях смерти: Освенцим, Майданек, Треблинка, Саласпилс, Бухенвальд.

1 Ученик. (88 слайд) Освенцим, город на юге Польши.

В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь расположен на огромной территории вокруг города и представлял собой целую систему лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Блехамер и др.

(89 слайд) В лагерях Освенцима постоянно содержалось от 180 тыс. до 200 тыс. заключённых. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.

(90 слайд) В лагере на 12 тыс. заключённых был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шёл снег, заключённые растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. (91 слайд) В 1941 году был построен для сжигания трупов умерщвлённых людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись ещё две отдельные «бани», в которых сжигались трупы на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок, собаками. Двери камер герметически закрывались и люди, находившиеся в них, отравлялись «циклоном».

Смерть наступала через 3-5 минут, спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.

(92 слайд) 27 января 1945 года лагерь был освобождён Советской Армией.

На территории бывшего концлагеря создан музей.

На фоне стихотворения слайды с 93 по 100.

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей —
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам, —
Побывал в преисподней, в аду.
Вся земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная — крематорий
Что ни день пожирала людей.
В этом мире безумном, ничтожном —
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки — отлично, «зергут»!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть!
Всё же узники сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил поклон до земли!
За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!

2 Ученик. (101 слайд) Майданек — концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения в области Люблина в центральной Польше. Лагерь был создан осенью 1941 года. Он служил сначала для заключения советских военнопленных.

В июне 1942 года начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии, Чехии, Франции.

(102 слайд) Лагерь был поделён на пять отделов, которые назывались «полями». «Поля» были огорожены электрической проволокой и сторожевой башней. С западной стороны от полей были рабочие дома и склады, с севера деревянные дома для проживания эсэсовцев. На поле 1 и 2 были построены газовые камеры и устройства для сжигания тел завода Кори из Берлина. Тела сжигали в лесу, рядом с Майданеком.

(103 слайд) В лагере существовала система пронумерованных карточек. На каждой карточке были данные заключённого. В случае смерти имя узника стиралось, и карточка с тем же номером передавалась другому заключённому.

(1042 слайд) Жили в лагере в бараках, рассчитанном на 250 человек. На деле в барак загоняли не менее 500 человек. День в лагере начинался в 4.30. День изо дня узники занимались изнурительной работой. На одном отряде под названием «лесная команда» лежала обязанность сжигание трупов в ближайшем лесу. Главной целью лагеря была ликвидация заключённых. (105 слайд) После установки газовой камеры и крематория, уничтожение производилось с помощью этих средств, после чего заключённые должны были сжигать тела. После смерти жертв особый отряд занимался вырыванием золотых зубов.

(106 слайд) После восстания заключённых в концлагерях, Гимлер объявил 1 октября о ликвидации евреев по всей Люблинской области. Началось приготовление трёх громадных ям и в них 3 ноября за один день было расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключённых Майданека остались живы.

(107 слайд) В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей.

(108 слайд) 3 Ученик. (на фоне слов звучит песня «Саласпилс».) Саласпилс — лагерь смерти на территории Латвии.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной целью — что бы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям в лагере было уничтожено более 100 тысяч человек.

(109 слайд) Когда изможденные люди с больными замученными детьми загоняли за тройную проволочную ограду лагеря, для взрослых и детей начиналось мучительное существование.

(110 слайд) Не смотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми пол километра гнали в барак, носивший наименование бани где заставляли их мыться холодной водой. (111 слайд) Затем таким же порядком детей, старшие из которых не достигали еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток. (112 слайд) Страшный час для детей и матерей в лагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми по среди лагеря, насильно отрывали малолеток от несчастных матерей. (113 слайд) Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировались. За грудными младенцами присматривали 5-7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентирии, дифтерия приводили к массовой гибели детей. (114 слайд) Немецкая охрана ежедневно выносила из детского барака трупики детей и сбрасывали их в выгребные ямы, сжигали за оградой лагеря и частично закапывали в лесу. (115 слайд) Массовую смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи детоубийцы больным детям делала инъекции: впрыскивали разнообразные жидкости, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать во внутрь разные средства. (116 слайд) Большинство из них подвергалось выкачиванию крови.

На фоне слов звучит песня «Треблинка».

3 ученик. (117 слайд) Треблинка — немецко-фашисткий лагерь около Треблинка в Польше. Строительство лагеря началось в конце мая 1942 года. Персонал лагеря состоял из 30 членов СС и около 100 вахманов — немцев, русских, украинцев, литовцев, болгар, поляков.

(118 слайд) От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Многие считали, что их везут на новое местожительство. Евреев привозили в забитых товарных вагонах под охраной, не давая воды и пищи. После накопления людьми, в камерах, замаскированные под душевые, подавались выхлопные газы от двигателя тяжелого танка. Смерть наступала от удушья в течении получаса. Тела убитых сначала закапывали в большие коллективные могилы, но весной 1943 года было приказано выкопать тела и сжечь. 2 августа 1943 года в Треблинке было поднято восстание узников, которое было жестоко подавленно, а лагерь ликвидирован.

(119 слайд) Сейчас в Треблинке символическое кладбище, в центре монумент.

4 учащийся. (120 слайд) Бухенвальд в 1937 году открыл свои ворота на территории Германии. Он был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километрах от лагеря и производили оружие. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сот заключенных были помещены зимой в палатке: от холода не один человек не выжил. (121 слайд) Существовал еще так называемый «малый лагерь» — карантинная зона. (122 слайд) Условия жизни в нем были бесчеловечны. Тех кто более или менее держались на ногах, заставляли работать по благоустройству нового лагеря, хотя порция для тех кто содержался на карантине и для тех кто не работал, сводилось к кусочку хлеба.

(123 слайд) Отношения между заключенными в «малом лагере» были на много жестче и враждебнее, чем в основном. Были замечены убийства за кусок хлеба и каннибализм. (124 слайд) Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили и в крематории уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводили медицинский персонал, например, против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола.

(125 слайд) После подъема в 4 утра, заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец. Улицы лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в деревянные башмаки получили травму. Одной из улиц лагеря французы присвоили имя бульвара Инвалида. (126 слайд) Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенным фашисты устраивали пытки и издевательства над красноармейцами.

(127 слайд) 11апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагеря и только через 2 суток дождались прихода американских солдат. Таким образом, не был исполнен приказ гитлеровских властей, а физическом истреблении всех заключённых.

(128 слайд) Сегодня то бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого мемориальная доска.

Учитель. На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года, узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру. (129 слайд) Но теперь к сожалению позабыта:

... Мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народа. Уничтожение фашизма со всеми его корнями — наша задача.

Ученик. (130 слайд) Прошло 67 лет со дня победы, но фашизм вновь поднимает голову. 1000 молодых людей присоединяются к скенхэдам, избивают людей другой национальностей.

Все вместе. (131-132 слайд) Скажем фашизму нет!

Учитель. (133 слайд) После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродиться на земле. Но прошли годы и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто поддерживают идей фашизма. (134 слайд) Прикрываясь любовью к своему народу, стремлениям принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожаю при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов войны.

Звучит музыка «Память Ветеранам». На ее фоне слайды с 135 по 167.

И мы с вами должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданное за правое дело, за наше светлое будущее.